news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Бюджет не дает денег и это понятно»: бизнес Татарстана сбавил темп на электронных торгах

Почти 35 млрд рублей получили татарстанские предприниматели в первом квартале 2023 года от торговли на ресурсах Республиканского маркетингового центра. Это на 3 млрд рублей меньше, чем за тот же период прошлого года. Хотя количество продавцов выросло до 2 тысяч. Почему бизнес сбавил обороны в e-com, разбирался «Татар-информ».

«Бюджет не дает денег и это понятно»: бизнес Татарстана сбавил темп на электронных торгах
Количество республиканских продавцов, получивших выручку на ресурсах РМЦ, в первом квартале 2023 года выросло – до 1992
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Число бизнесменов, участвующих в электронных торгах, выросло

Суммарная выручка резидентов Республиканского маркетингового центра (РМЦ) за первый квартал 2023 году лишь немного не дотянула до 35 млрд рублей. Об этом «Татар-информу» сообщили в Агентстве по госзаказу Республики Татарстан (АГЗ РТ), которое управляет электронными площадками биржевой торговли федерального уровня. Этими ресурсами e-com пользуются и представители малого и среднего бизнеса (МСБ) из Татарстана.

Количество республиканских продавцов, получивших выручку на ресурсах РМЦ, в первом квартале 2023 года выросло – до 1992. Однако за тот же период 2022 года 1855 продавцов наторговали почти на 38 млрд рублей.

Относительные показатели тоже упали – с 97,4 до 88,9 тыс. рублей выручки в пересчете на 10 тыс. жителей Татарстана.

Напомним, РМЦ как «агрегатор функций по продвижению на рынки продукции региональных поставщиков» был создан по поручению Раиса Татарстана Рустама Минниханова для настройки площадок электронной торговли под интересы республиканской экономики. Цель этой структуры – чтобы к электронным закупкам для нужд Татарстана привлекалось максимальное число поставщиков из самой же республики.

Закупочный модуль РМЦ построен на базе общероссийской системы электронной торговли с общим доменным именем Zakazrf.ru. Он объединяет федеральные площадки для бюджетных закупок по ФЗ-44, коммерческих торгов по ФЗ-223, площадку по реализации имущества и прав, а также агрегатор «Биржевая площадка» bp.Zakazrf.ru. Ко всему прочему, с весны прошлого года РМЦ добавил еще один уникальный инструмент, созданный в помощь импортозамещению, – список инвестиционных ниш.

«Государство финансирует только первоочередные закупки»

Основной объем выручки на ресурсах РМЦ республиканские продавцы получают на площадке для проведения бюджетных закупок по ФЗ-44 – за первый квартал 2023 года сумма превысила 28,5 млрд рублей. Остальное они «добирают» в рамках коммерческих торгов по ФЗ-223. Кстати, если объемы торгов по этой площадке – более 5,4 млрд рублей – остались почти неизменными, то как раз бюджетные закупки в начале года снизились существенно – за первый квартал 2022 года объемы торгов на Zakazrf.ru составили 32 млрд рублей.

Снизилась и выручка, полученная продавцами из Татарстана от заказчиков не из республики, – до 743 млн рублей, тогда как в первом квартале прошлого года было 888 млн рублей. При этом количество таких продавцов, опять же, выросло – до 134 вместо 122.

По словам глава АГЗ РТ Якова Геллера, в показателях первого квартала не стоит искать сенсации. «Снижение выручки означает, что бюджет не дает денег в первом квартале, и это понятно. Государство финансирует только первоочередные закупки, это нормальная антикризисная политика, направленная на то, чтобы уменьшать расходы. Было бы странно, если бы в сложившихся условиях не случилось падения доходов бюджета», – говорит Геллер.

По словам глава АГЗ РТ Якова Геллера, в показателях первого квартала не стоит искать сенсации. «Снижение выручки означает, что бюджет не дает денег в первом квартале, и это понятно

Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

В то же время он отмечает, что «мы пока находимся в перигее, а апогей, как обычно, начнется с третьего-четвертого кварталов. Сейчас пока у всех расслабленное состояние, а потом, к четвертому кварталу, начнется круглосуточная работа. Мы понимаем, что так и должно быть – первый квартал обычно уходит на раскачку, активность на торгах начнется со второго полугодия».

При этом рост количества продавцов Геллер считает достижением самого РМЦ: «Оно и должно расти, так как мы активно работаем, мы учим, мы привлекаем, мы доносим информацию до все более широкой аудитории. Наша главная задача, о чем я не устану говорить, чтобы высвобождаемые люди не стояли у окошек за субсидиями с протянутой рукой, а учились зарабатывать на поставках для бюджета и не только».

Лидер рейтинга – Сабинский район

Напомним, по итогам 2022 года выручка продавцов на ресурсах РМЦ составила рекордные 193 млрд рублей, на 35% больше, чем по итогам 2021-го (125 млрд рублей). При этом количество продавцов за прошлый год в сравнении с предыдущим особо не увеличилось – их также было чуть более 4,3 тыс. (правда, почти четверть – 979 – новые).

«Даже если люди работают с маржой в 5%, они уже получили прибыль в девять с лишним миллиардов рублей! Эти деньги они понесут в наши парикмахерские, рестораны, фитнес-клубы. Таким образом, экономика Татарстана получает вторичный оборот капитала», – описывал преимущества от деятельности РМЦ Яков Геллер.

АГЗ РТ ведет учет и в разбивке по 45 муниципальным образованиям республики: 43 районам и двум крупнейшим городам – Казани и Набережным Челнам. Причем ежемесячное ранжирование в АГЗ РТ делают, переводя абсолютные показатели в относительные, путем пересчета объемов выручки на 10 тыс. населения. Такой подход позволяет более объективно сравнивать несопоставимое – ту же Казань со всеми остальными 44 муниципалитетами республики.

В абсолютных цифрах, естественно, муниципальный район, которым руководит Раис Минниханов, и столица республики с мэром Ильсуром Метшиным совершенно несопоставимы

Фото: rais.tatarstan.ru

Как объяснял «Татар-информу» Яков Геллер, чем больше руководителей районов Татарстана начнут понимать, «что чем больше людей на их территориях получат доступ к торгам, тем больше денег они заработают»: «От глав зависит и рост числа заказов, особенно со стороны бюджетных организаций, которые также в руках муниципальных властей. А чем больше заказов – тем больше и сумма выручки, которая распределяется на максимально возможное число предпринимателей».

В разрезе районов за первый квартал особых изменений не случилось. Стоит отметить лишь огромный разрыв между лидером первого квартала – Сабинским районом и Казанью в относительных показателях. Хотя в абсолютных цифрах, естественно, муниципальный район, которым руководит Раис Минниханов, и столица республики с мэром Ильсуром Метшиным совершенно несопоставимы. Так, за первый квартал 1,1 тыс. продавцов из Казани получили более 27,8 млрд рублей выручки. Тогда как в Сабинском районе 30 продавцов наторговали почти на 1,4 млрд рублей. За первый квартал 2022 года 1088 продавцов в Казани получили более 32 млрд рублей выручки, а 28 в Сабинском районе – чуть более 931 млн рублей.

Как и годом ранее, почти вся эта сумма в районе по-прежнему была получена на торгах по ФЗ-44, тогда как в Казани на этот сегмент пришлось «всего» 23,5 млрд рублей (за первый квартал 2022-го – более 28 млрд). А на ФЗ-223 – почти 4 млрд рублей (3,5 млрд рублей). Кстати, коммерческие торги традиционно почти в полном объеме «собирают» продавцы из Казани и Набережных Челнов, что понятно – именно в крупнейших городах сосредоточены и основные промышленные покупатели. Драйверами роста выручки продавцов в районах по факту могут выступать только бюджетные заказчики.

Менделеевский район резко улучшил позиции в рейтинге

По сравнению с первым кварталом 2022 года в начале текущего года улучшили свои показатели Балтасинский, Тюлячинский и Рыбно-Слободский районы, а также Набережные Челны и окружающий их Тукаевский район.

С 1-го места на 4-е переместился Апастовский район, с 5-го на 10-е – Бавлинский, а с 6-го на 8-е – Лаишевский. Но в целом статистика РМЦ показывает, что лидерская топ-10 фактически не меняется, а главным «поставщиком» для нее выступает вторая двадцатка рейтинга.

Такая же стабильность наблюдается и во второй половине списка. Стабильны и аутсайдеры. Отметим лишь одно исключение. Так, наконец-то улучшил свои позиции промышленно развитый Менделеевский район – по итогам первого квартала этого года он поднялся с 43-го на 17-е место. Восемь продавцов (вместо трех в 2022-м) получили более 38 млн рублей выручки вместо 1,1 млн в первом квартале прошлого года. Может, сумма и не впечатляющая, но за весь прошлый год выручка девяти местных продавцов составила скромные 35 млн рублей. Так что глава района Радмир Беляев теперь знает точно, что и за один квартал невозможное может стать возможным.

Глава района Радмир Беляев теперь знает точно, что и за один квартал невозможное может стать возможным

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

При этом с 22-го места на 43-е скатился Черемшанский район. Хотя количество продавцов снизилось тут не сильно – с пяти до трех, выручка рухнула с 12 до 3 млн рублей. Стоит отметить и падение Алькеевского района, который по итогам первого квартала занял последнее, 45-е место, тогда как в первом квартале 2022 года поднимался до 33-го. Продавцов тут осталось трое, а вот выручка их рухнула с 4,5 до 1,5 млн рублей.

С этого года РМЦ запустил на своем сайте еще одну интересную функцию – раздел под названием «Оптимизация». По факту это мониторинг экономии на закупках. Правда, учитывают здесь лишь малые закупки, проводимые на так называемой Биржевой площадке, – в общей корзине на них по итогам первого квартала пришлось чуть более 664 млн рублей. Процент экономии в более чем 31 тыс. завершенных запросов доставки составил в первом квартале 13%, в том числе по продуктам питания – 19%.

Читайте также: «Для движения нужен приводной ремень»: как Геллер дал бизнесу заработать 200 млрд рублей»

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3