Около ста детей из районов РТ захотели учиться в полилингвальной школе Казани

В состав полилингвального образовательного комплекса «Адымнар – путь к знаниям и согласию» входит интернат для проживания детей из других муниципалитетов во время учебной недели.

(Казань, 1 сентября, «Татар-информ», Надежда Гордеева). Около 100 детей из разных районов Татарстана захотели обучаться в полилингвальном комплексе «Адымнар – путь к знаниям и согласию» в Казани. Об этом журналистам на открытии образовательной организации рассказал директор комплекса Айдар Шамсутдинов.

«Родители примерно 100 детей из районов заявились. И для того чтобы талантливые дети имели возможность получения столичного образования, нужен интернат на время учебной недели, чтобы они в выходные возвращались домой. Мы вчера и сегодня начали заселение в интернат при школе. Он рассчитан на 230 человек с проживанием. Вчера было 46 заселений», – рассказал руководитель полилингвального комплекса.

«Адымнар – путь к знаниям и согласию» создан на базе казанской школы № 165. После полной реконструкции здание этого учреждения передано начальной школе. В состав комплекса также входят новая билингвальная школа (пристрой на улице Бичурина), полилингвальная школа (новое здание на улице Бондаренко) и интернат, а также загородный центр дополнительного образования.

«В начальной школе есть как полилингвальные, так и билингвальные классы. Если родители выбрали билингвальную траекторию обучения, то дети изучают татарский язык три часа в неделю. В полилингвальной школе татарский язык изучается на более углубленном уровне – пять часов в неделю. В полилингвальной начальной школе до второго класса практически все предметы будут преподаваться на татарском языке, кроме математики. Исходим из принципа, что начальная школа должна быть школой языка матери», – отметил Шамсутдинов.

Он уточнил, что для учащихся создаются такие условия, когда «татарский язык приобретает функциональную значимость». «Поэтому такие предметы, как природоведение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, преподаются на родном языке. И они позволяют максимально расширить функционал родного языка. У ребенка терминология развивается», – пояснил директор.

По его словам, специально для полилингвальной школы издана линейка учебников на английском языке. С седьмого класса биология, география и математика будут преподаваться на английском.

«Основной принцип – мы улучшаем знание предмета за счет его изучения на иностранном языке. Даем ребенку возможность прикоснуться к первоисточнику. Тот проект, который по нашему заказу реализовало издательство, – уникален. Мы получили первую линейку учебников, которые полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. У нас давно не выходил учебник по истории России на татарском языке. Поэтому такой учебник, а также [учебник] по обществознанию были изданы на татарском языке», – заметил Шамсутдинов.

Он подчеркнул, что с пятого класса добавляется второй иностранный язык. На сегодня в комплексе предусмотрено изучение испанского, китайского и арабского.

«Мы делали дополнительный набор в полилингвальную школу, потому что билингвальная была укомплектована еще на базе 165-й школы. Набирали только в полилингвальную школу, но если попадались талантливые дети, то брали и в билингвальную. Для обучения в таком комплексе нам было важно, чтобы ребенок владел татарским и английским. Мы проводили собеседование в формате Zoom-конференции. Сейчас в Instagram'е ведем запись в двухгодичные подготовительные классы для полилингвальной школы. Принимаем детей с пяти лет, когда язык изучать легче», – сказал руководитель образовательного учреждения.

По мнению главы Минобрнауки РТ Рафиса Бурганова, в полилингвальном комплексе «учтены интересы всех детей». «То есть не найдется ни одного человека, который скажет, что для него нет места в этой программе. Здесь будут преподавать наши казанские педагоги, за исключением нескольких учителей – носителей языка, которые будут приезжать», – заявил он.

Бурганов также убежден, что учебники, созданные специально для полилингвального комплекса, можно использовать и в других образовательных организациях. «Мы будем стараться и детские сады делать полилингвальными. И в некоторых школах уже такие элементы есть. А “Адымнар” станет неким базовым методическим координирующим центром», – заключил он.

В новых образовательных комплексах полилингвальная траектория включает углубленное изучение татарского, русского и английского языков, преподавание предметов на этих языках. Она больше ориентирована на детей, на момент поступления в школу уже достаточно хорошо знающих татарский язык. Билингвальная траектория предполагает обязательное изучение татарского как государственного языка Татарстана, углубленное изучение английского, преподавание предметов на трех языках. Она рассчитана на детей, не имеющих при поступлении в школу глубоких знаний по татарскому языку.

В первом полилингвальном комплексе Казани на сегодня обучается 2688 учеников. Сформировано 107 классов, в том числе в начальной школе – 24, в билингвальной – 32, а в полилингвальной – 51.