news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Казанские ученые оценили шансы открывшейся с обмелением Волги старой дороги стать памятником истории

Нахождение тракта при нормальном уровне Куйбышевского водохранилища на глубине нескольких метров не лишает его ценности, подчеркнули эксперты.

Казанские ученые оценили шансы открывшейся с обмелением Волги старой дороги стать памятником истории

(Казань, 15 мая, «Татар-информ»). Представители историко-архитектурного сообщества Казани оценили шансы открывшейся с обмелением Волги дореволюционной дороги к старому городскому порту получить статус объекта культурного наследия. Об этом сегодня на своей странице в соцсети Facebook рассказала помощник Президента РТ Олеся Балтусова, отметив, что существует отдельная процедура выявления объекта подводного археологического наследия.

«Это вопрос методики. У нас в Казани никто еще такого не делал. Но это не препятствие. Предмет охраны у дороги очень четкий и понятный. Это не трассировка, а объект культурного наследия в виде инженерного решения дорожного полотна и культурный слой. Вопрос нахождения под водой не снимает с него ценности. Лучше поставить на охрану. Объект интересный», – приводит в своем посте мнение директора Института археологии имени А. Х. Халикова Академии наук РТ Айрата Ситдикова Балтусова.

Заместитель председателя общества охраны памятников (ТРО ВООПИиК) Фарида Забирова со своей стороны подчеркнула, что ставить на охрану этот объект – вопрос целесообразности.

«Вода здесь стоит всегда, река движется и мощение разрушается, что же мы можем считать здесь предметом охраны? Возможно, стоит зафиксировать как трассу в документах по историческому поселению, но ведь уже все исследования есть и публикаций было немало, на старых картах трасса хорошо читается, все пристани, все пути», –заметила эксперт Минкультуры России.

При этом специалисты оказались единодушны в необходимости остановить предприимчивых граждан, которые, пользуясь понижением уровня воды, приходят на старый тракт не из любопытства и любви к историческим артефактам, а из прагматических целей – собрать камни для личных строительных нужд.

«<...> не лучше ли было бы опередить тех, кто сейчас подгоняет к старой дороге машины и собирает камни себе на дачу, и перевезти мощение во дворик дома Михляева, например?.. Но и здесь вопрос, дом Михляева – XVII-XVIII век, а это мощение не старше XIX века. Поэтому дискуссия – это хорошо, что-то придумаем. Было бы еще эффективнее, если бы заработал научно-методический совет. Но пока его нет, уже почти год приходится обсуждать коллегиально и с учетом мнений общественности. Мощение по четыре квадратных метра фрагментарно действительно сохранилось. Машин действительно полно. Все очень хозяйственные у нас», – подытожила помощник Президента РТ.

Накануне вечером в социальной сети Facebook на странице Комитета РТ по охране объектов культурного наследия также появился пост о старой мощеной дороге.

«Сегодня специалисты комитета провели обследование территории. Предварительно мощеная дорога имеет отношение к утраченной пристани, которая располагалась в старых границах русла р. Волга (в районе впадения старого русла р. Казанка в Волгу). Также в ходе осмотра обнаружены элементы трамвайных путей. Картографический анализ дает основание полагать, что объекты построены предположительно в конце XIX века. В настоящее время археологами проводится детальное изучение территории, по результатам которого выявленные объекты могут войти в реестр памятников, охраняемых государством», – говорится в сообщении ведомства.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2