news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Эксперты объяснили катастрофу Ту-154 под Сочи потерей ориентировки

По мнению следователей, летчик после взлета потерял ориентиры и стал управлять самолетом, ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения.

(Казань, 24 марта, «Татар-информ»). Причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем в декабре прошлого года могла стать потеря пилотом ориентировки в пространстве, произошедшая из-за иллюзорного восприятия действительности. Об этом сообщает газета «Коммерсант».

Эксперты поясняют: исходя из этой версии пилот после взлета потерял ориентиры и стал управлять самолетом, опираясь не на показания приборов, а на собственные ощущения. Именно иллюзии могли заставить летчика с большим стажем накренить лайнер под углом в 55 градусов, тем самым направив его в пике.

Специалисты реконструировали схему последнего полета Ту-154 по показаниям параметрического самописца. Выяснилось, что взлет проходил в штатном режиме. Через 60 секунд после начала полета лайнер двигался со скоростью 360 – 370 километров в час, находясь на высоте 250 метров, однако после этого пилот прекратил набирать высоту. Затем самолет снижался в течение 8 секунд, заложив за это время вираж влево, из-за чего при падении крылья Ту-154 располагались под углом 55 градусов к горизонту.

Как отмечает издание, пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине – лишь на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: «Командир, мы падаем». При этом экспертов удивило, что пилоты даже не среагировали на предупреждение штурмана, поскольку параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя».

По информации газеты, следователи объяснили странное поведение пилота спецификой ночного вылета: «после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру».

Эксперты пояснили, что после того, как из поля зрения пилота пропадают ориентиры, он, как правило, начинает ориентироваться не на показания приборов, а на «команды своего вестибулярного аппарата». «В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий», – отмечает издание.

Следствие выбрало эту версию как приоритетную после реконструкции специалистами последнего полета Ту-154. Установлено, что через несколько секунд после вылета из аэродрома Адлера второй пилот Александр Ровенский убрал шасси, о чем сообщил командиру Роману Волкову. Далее он скомандовал убрать выпущенные закрылки. По мнению специалистов, фраза «закрылки, с**а», которую Волков произнес перед падением, не относилась к неисправности рулей, скорее всего, он запоздал с командой на уборку и «эмоционально укорил сам себя».

Знакомые с ходом следствия источники подчеркнули, что все приборы «до самого столкновения с водой реагировали на управляющие действия экипажа своевременно и штатно».

Напомним, утром 25 декабря самолет Ту-154, летевший из Сочи в Сирию, потерпел крушение над Черным морем. На борту самолета Минобороны находились 85 пассажиров и 8 членов экипажа. Большую часть тех, кто направлялся в Сирию, составляли участники хора имени Александрова. Помимо этого на борту находились журналисты трех федеральных каналов: Первого, НТВ и «Звезды», а также Елизавета Глинка, более известная как доктор Лиза. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2