Звонок для радости:
как помочь ребёнку включиться в учёбу без стресса

«Экзамен для меня – всегда праздник!», «Здорово, что каникулы уже кончились!», «Не хочу больше играть, хочу на урок!» – это примерный топ фраз, которые родители никогда не услышат от своих детей перед школой. Слишком силён контраст между расслабленным августом и учебным сентябрём. Как правильно переключиться в школьный режим и напомнить ребёнку, что в классе его ждут друзья, а на уроках – новые открытия? Рассказываем вместе с экспертами и преподавателями онлайн-школы «Фоксфорд».

Класс номер 0:
школа начинается до школы

Как правильно подготовить ребёнка к первому классу, нам рассказала руководитель дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде» Анастасия Кузнецова.
Анастасия
Кузнецова
руководитель дошкольного направления и логопедии в онлайн-школе «Фоксфорд»

Представьте, что вы пришли на новую работу, никого не знаете и не понимаете, что вам нужно делать. Скорее всего, вы очень волнуетесь и переживаете. С ребёнком, который впервые оказался в школе, происходит примерно то же самое.

Дошкольная подготовка поможет снизить градус напряжения и сгладит переход из садика в школу. Начинать подготовительные занятия лучше за год до поступления в первый класс, чтобы ребёнок успел привыкнуть к новой реальности.

Основные критерии готовности к школе — это заинтересованность в процессе обучения, самостоятельность, умение находить общий язык с окружающими, развитая память, внимание и мышление.

Иногда уже на этапе подготовки дети теряют интерес к учёбе: скучно, сложно, много ответственности. Возникает протест – ребёнок хочет привычно познавать мир через игру, которую в любой момент можно остановить. Однако в школе другие правила, не зависящие от его желаний, поэтому важно увлечь будущего первоклассника самим процессом познания, научить концентрации и терпению.

Главное при подготовке к школе — сформировать у ребёнка желание учиться, найти его сильные и слабые стороны.

Самостоятельно заниматься с дошкольником непросто, поэтому лучше записаться на специализированные курсы. Занятия с педагогами позволят развить необходимые навыки:

  • память,
  • знание окружающего мира,
  • логику,
  • счёт,
  • речь.

Также на курсах ребёнку будет проще социализироваться, особенно если он не ходил в садик. Малышей научат:

  • общаться,
  • договариваться,
  • работать в команде.

Такая подготовка поможет избежать психоэмоционального напряжения в первые месяцы в школе.

Вообще, потренироваться вести себя в садике после лета или в школе после садика – хорошая идея. Эту задачу решает образовательный квест «Фоксфорда» – малыш буквально «проживёт» один учебный день вместе с игровым персонажем, это поможет ребёнку справиться с непривычной нагрузкой в реальности. А игровые занятия на развитие логики, памяти и мышления, в том числе с уклоном в английский язык, помогут привить интерес к учебе.

Первый класс вроде института:
как адаптировать ребёнка к школе

Ученикам младших классов бывает особенно непросто перестроиться на новый, школьный график. Как помочь детям в 1-4 классах привыкнуть к учебным будням, рассказывает Анастасия Кузнецова, практикующий детский психолог, руководитель дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде».
Анастасия
Кузнецова
руководитель дошкольного направления и логопедии в онлайн-школе «Фоксфорд»

Важно разделять адаптацию первоклассников и других учеников младших классов. Очевидно, что для второй группы школьников процесс проходит с меньшим напряжением.

У первоклассников период привыкания длится от одного до полутора месяцев. Для ребёнка это сложное время: меняется привычный режим дня, появляется много новых задач и обязанностей, меняется круг общения. Для детской психики это стресс. На него дети реагируют по-разному: один нервничает и замыкается в себе, другой – начинает очень часто болеть, у третьего внезапно появляется бессонница, пропадает или наоборот увеличивается аппетит.

В период адаптации подобные реакции нормальны. Организму требуется время, чтобы справиться со стрессом. Если же процесс привыкания затянулся, проконсультируйтесь с детским психологом.

Ученики всех младших классов переживают и за оценки, даже если им не ставят баллы, а вручают наклейки со смайликами. Ребёнок прекрасно понимает, что означает каждый смайлик, и может расстроиться, если получит условную «тучку».

Отношение к оценкам во многом зависит от отношения к ним мамы и папы. Если родители уверены, что оценки в школе влияют на успех в жизни, для ребёнка целью обучения станет пятёрка, а не знания.

Школьнику важно знать, что взрослые не будут плохо к нему относиться из-за низкой отметки.

Упрёки и наказания — например, поставить в угол и оставить без сладкого — дают краткосрочный эффект и серьёзно отражаются на самооценке. Не ругайте ребёнка — лучше поддержите его, объясните, что оценки не определяют его как человека и не влияют на ваше к нему отношение.

  • Замечайте и акцентируйте внимание на том, что получилось. Хвалите ребёнка не только за результат, но и за усилия. Это даст ему гораздо больше мотивации, чем наказания.
  • Объясните, зачем нужно учиться. Пусть это будет не одна беседа на ночь и ни в коем случае не назидательный монолог, а неспешный и доверительный диалог.
  • Поддерживайте в ребёнке интерес к знаниям, развивайте в нём стремление к самореализации.

Не забывайте, какую важную роль в процессе адаптации играет первый учитель. Именно он формирует отношение к школе, помогает освоиться. Посмотрите, как работает преподаватель, в каком темпе он ведёт урок, где расставляет акценты. Подходит ли такая подача вашему ребёнку? Не будет ли он скучать на уроках у неторопливого преподавателя? Может, ему будет интереснее с энергичным и подвижным учителем?

Ещё один важный момент – не стоит перегружать ребёнка и записывать его в большое количество кружков. Чтобы адаптация к учёбе прошла спокойно, школьнику младших классов нужен отдых и прогулки. У него должно быть время на то, чтобы покопаться в своих игрушках, побездельничать или просто посмотреть мультфильм.

Справиться со школьной нагрузкой и войти в учебный ритм поможет онлайн-школа «Фоксфорд». Наши методисты разработали специальную программу с тренажёрами по математике и чтению, игровыми занятиями для развития логики, грамотности и мышления, а также с уроками английского вместе с персонажами мультиков. Привыкнуть к учебному графику поможет квест, который имитирует один школьный день.

Не хочу на уроки:
что такое страх школы и как его победить

«Можно я останусь дома?», «Ненавижу уроки!», «Боюсь ОГЭ» — такие слова слышали от своих детей многие родители. Как сделать так, чтобы дети полюбили учиться и шли на уроки с удовольствием, рассказывает дипломированный педагог и тренер по тайм-менеджменту для школьников в «Фоксфорде» Светлана Рерих.
Светлана
Рерих
дипломированный педагог и тренер по тайм – менеджменту для школьников в «Фоксфорде»

На самом деле страха школы как таковой не существует. Есть определённые обстоятельства, которые заставляют её бояться: нелюбимый педагог, нездоровая атмосфера в классе или сложности в освоении какого-то предмета. Родителям нужно понять, что именно пугает ребёнка, и не бояться менять школу, искать комфортное для него окружение. Тогда он будет учиться легко и с удовольствием бежать на уроки.

Бывает, что родители сами создают стрессовую ситуацию, транслируя свои тревоги и страхи. И это понятно: трудно воспринимать своего ребёнка как независимого человека, справиться с волнением за него – ещё сложнее. Но сделать это нужно, ведь переживания и беспокойство значимых взрослых легко передаются школьнику.

Главное помнить, что задача родителя в средней школе — помочь ребёнку понять собственную ценность: узнать себя, свои возможности и мир вокруг.

Когда мама или папа стараются каждый день контролировать домашнее задание или подготовку к первому экзамену – ОГЭ, школа превращается для них в дополнительную нагрузку. В первую очередь нужно освободить от этой нагрузки самих себя.

В средней школе ребёнок может нести ответственность самостоятельно – важно, чтобы его этому научили. Обычно это происходит ещё в начальной школе, но не поздно сделать это и в средней.

Чтобы самостоятельно делать домашнее задание или готовиться к экзамену, ребёнку нужно понимать сам процесс. Например, он должен научиться расставлять приоритеты при выполнении уроков и уметь принимать решения, если не получается сделать какое-то упражнение. Если он пока ещё теряется, когда не записал домашнее задание или закончилась тетрадка, не нужно решать проблему за него. Обсудите со школьником алгоритм действий для каждой трудной ситуации, подтолкните его к логическим рассуждениям по каждому вопросу. Так он постепенно научится справляться с возникающими трудностями без помощи родителей.

Вот несколько советов, которые помогут облегчить учёбу в течение всего года:

Зафиксируйте время выполнения домашнего задания или подготовки к ОГЭ. Ребёнок должен взять за правило, что это дело, которое нельзя перенести или отложить. Тогда ему будет легче сесть за уроки, а споров по этому поводу будет меньше.

Введите привычку делать задание день в день. Например, после урока по английскому нужно сделать домашнее задание в тот же день. Так новая информация закрепится в памяти и лучше усвоится.

Научите ребёнка пересказывать урок или выученный материал на диктофон смартфона. Пересказ — хороший способ запомнить информацию и проверить, всё ли было понятно. Потом он сможет переслушивать эту запись, чтобы повторить теорию перед уроком, контрольной или экзаменом.

Если о чём-то и стоит беспокоиться, то только об умении ребёнка учиться.

Школьники получают огромное количество предметных знаний и часто не знают, как их правильно обработать. Для этого нужно осваивать разные техники обучения:

  • быстро читать и вычленять ключевые мысли,
  • составлять схемы и конспектировать,
  • запоминать информацию.

Тогда ребёнок не будет тратить слишком много времени на задание, начнёт видеть результат и научится получать удовольствие от процесса.

Онлайн-школа «Фоксфорд» запустила бесплатный проект «Снова в школу», где ученики смогут настроиться на учёбу: повторить основные темы за прошлый год по математике, русскому и английскому языкам, освоить полезные техники обучения и найти мотивацию. Девятиклассники узнают, как спокойно подготовиться к ОГЭ, разберут демоверсию и напишут пробный экзамен по основным предметам.

Финальная битва:
как сдать ЕГЭ без проблем

Что делать со стрессом перед экзаменами и как успеть выучить всё – рассказали эксперты ЕГЭ и одни из ведущих преподавателей «Фоксфорда» Елена Шкляева и Борис Трушин.
Елена
Шкляева
кандидат филологических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории, эксперт ЕГЭ, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Фоксфорд»
Борис
Трушин
кандидат физико-математических наук, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике,соавтор школьных учебников по алгебре, преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд»

У старшеклассников плотное расписание: помимо уроков в школе, есть дополнительные занятия по профильным предметам, спорт, кружки, курсы иностранного языка. Они загружены наравне со взрослыми, и в этот ритм ещё добавляется подготовка к ЕГЭ.

В это непростое время самое главное — не забывать про режим. Школьнику нужно поддерживать баланс учёбы и отдыха, правильно питаться и высыпаться. Здесь потребуется внимание и помощь родителей, особенно мотивированным ученикам, которые в погоне за баллами ЕГЭ забывают обо всём на свете. Важно напоминать подростку о необходимости отдыха и хотя бы коротких прогулок, просить по вечерам выключать компьютер и отвлекаться от учёбы.

Может быть непросто выделять время на восстановление сил, ведь четыре ЕГЭ кажутся неподъёмной нагрузкой и вызывают постоянное беспокойство. Для снижения стресса нужно правильно расставить приоритеты, разбить подготовку на этапы и составить план, чтобы понять задачи на весь год. Начать можно с нескольких простых действий:

  1. Определить, какие предметы ребёнок будет сдавать и какая у них приоритетность. Важно помнить, что сдавать придётся не один ЕГЭ. Например, если школьнику легко даётся математика, надо следить, чтобы он занимался не только ей. Подготовка к русскому языку и выбранным предметам не менее важна.
  2. Объективно оценить уровень знаний. Для этого лучше всего пройти пробное тестирование по ЕГЭ. По результатам будет понятно, как правильно спланировать подготовку, на что обратить внимание.
  3. Отслеживать уровень знаний по всем предметам ЕГЭ в течение года и равномерно его повышать. Тогда ребёнок сможет получить хорошие баллы по всем экзаменам, а не один высокий только по одному из них.

Знайте, что чем ближе к заветной «сотке», тем сложнее будет достичь нужного балла. Чтобы подняться с 90 до 95 баллов потребуется больше времени на подготовку, чем с 60 до 80.

Если хочется получить высокие результаты, стоит обратить внимание на задания, которые приносят больше баллов.

  • В русском одно из них — сочинение. Чтобы иметь шанс получить 20–25 баллов, нужно регулярно практиковаться в его написании.
  • В математике нужно не бояться сложных содержательных задач. В первый раз на решение может уйти и час, и два, и три. Это нормально, нужно набраться терпения и пробовать. С регулярными тренировками такую задачу можно решить за 40 минут.

Хотя в подготовке к ЕГЭ есть этапы, когда нужно просто сидеть и прорешивать задания, в её основе всегда лежит понимание предмета. Так что не стоит тратить время на поиск лайфхаков. Нужно пытаться понять суть задания, вспоминать теорию и изучать алгоритмы его выполнения — такой подход позволит добиться хороших результатов на экзамене.

Познакомиться со структурой ЕГЭ по русскому, математике, английскому и спланировать подготовку можно на бесплатном проекте «Снова в школу» онлайн-школы «Фоксфорд». Здесь старшеклассники разберут демонстрационные варианты экзамена и научатся правильно решать задания, из-за которых ученики часто теряют баллы.

Яндекс цитирования