news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Запровинциальная жизнь Свияжска и Казань 90-х: Музей ИЗО РТ собрал черно-белые кадры Евгения Канаева

Запровинциальная жизнь Свияжска и Казань 90-х: Музей ИЗО РТ собрал черно-белые кадры Евгения Канаева

В Галерее современного искусства Музея изобразительных искусств РТ открылась выставка известного фотографа-классика Евгения Канаева. Чёрно-белые кадры о жизни в Казани 90-х годов и на острове Свияжск до того, как там начался период музеефикации и реставрации к номинированию в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, составили фотоэкспозицию «Проявление прошлого».

Село Свияжск на фотографиях Канаева, как характеризует он сам,  – это даже не провинциальная, а запровинциальная жизнь русской глубинки. Здесь купаются, целуются и валяются в дорожной пыли лошади, мужики едут зимой на телеге, стоит бюст Ленина на площади и подтопленные лодки и остов баржи у берега.

«Как можно не любить Свияжск? Это такой аутентичной уголок старой жизни, как Суздаль или Владимир. Это люди, совершенно отрезанные (до 2000-х годов – прим.Т-и) от всех рекой, зимой, на санях или на мотоциклах гонявшие через Волгу, или пешком ходили. Там была жизнь, о которой каждый фотограф мечтает. И мне бы хотелось на 100 лет назад попасть, когда люди ходили в лаптях, ездили на санях, и дома были покрыты соломенной крышей. Это история», — рассказал фотограф об одном из своих любимых и главных объектов съёмки.

А вот по Казани 90-х ностальгия, признался он, связана с постепенно пришедшей любовью и пониманием ценности старого города, который в переходные политические годы ещё сохранялся сам и сохранял настроение общности и единства людей, соседской детворы. В то же время он осознанно не снимал в те тяжёлые годы пьяных на улицах или разборки группировок. Но однажды, вспомнил фотограф, парень на улице подошёл и попросил его засветить только что снятые кадры на пленке. А потом дал три рубля за выполненную просьбу.

«Когда [старую] Казань принялись разрушать, ее вроде бы улучшали, но нужно было остановить это хотя бы с помощью фотографий. У меня не было цели день и ночь ее фотографировать, но как получались хорошие кадры, так я все больше и больше любил Казань. А сейчас я её просто люблю изо всех сил», — признался фотомастер.

Животные – не редкие персонажи кадров Евгения Канаева. Он не скрывает, что на заре своего творчества часто пользовался этим приемом, чтобы войти в контакт со зрителем и в то же время запечатлеть событие или состояние настоящего объекта съёмки.

«В результате и картина красивая, и люди довольны, и я», — поделился профессиональной хитростью Канаев.

Главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова назвала выставку пиршеством для глаз в торжестве чёрно-белом фотографии. Заместитель председателя Комиссии по культуре Общественной палаты Татарстана, заместитель председатель правления Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан Ирина Александровская отметила живую русскость и духовность фотографий Евгения Канаева.

«Эти фотографии – это потрясающая ламповая эпоха, доцифровая эпоха, видение в микроскоп. Это то, чем хочется поделиться с детьми, со школьниками, с казанцами. Именно Евгений Канаев научил меня любить Казань еще в моем детстве, классе в десятом», — отметила на церемонии открытия выставки помощник Президента РТ Олеся Балтусова.

В прошлом коллега по изданию фотограф и председатель недавно созданного Союза фотохудожников РТ Рамиль Гали вручил Евгению Канаеву символическое удостоверение члена организации.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2