news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Заметный человек//САГА О ВОСЬМИ ГЕНЕРАЛАХ//3 июня, №22

В третий  раз  бригада Белоглазова пробурила скважину за 10 суток.От рекордов на отдельных скважинах к рекордной работе в течение всего года - вот главные  стратегические  задачи  татарских  нефтяников при Мингарееве. 

13,49 Kb

Важно отличиться на короткой стометровке одной точки,  но высшая доблесть с рекордными  результатами —  бурить десять,  пятнадцать,  сто скважин, каждую, какую укажут геологи. С белоглазовских рекордов началось  восхождение  на следующую вершину профессиональной зрелости - борьба за наивысшую проходку в течение  года!  В  год последнего  белоглазовского  рекорда  отличился Михаил Гринь, набурив более 24 тысяч метров;  это - тринадцать глубоких девонских скважин. На следующий год Гринь превзошел свое достижение на 6 тысяч метров,  показав, что каждый год можно работать  лучше,  производительней,  скорей.  В 1960 году бригада Анатолия Журавского превзошла это достижение,  подняв  потолок годовой  проходки  до 34 тысяч метров, а в 1965 году, записанным в нефтяной летописи годом Николая Драцкого, Мингареев уехал в столицу, на должность заместителя союзного министра.  В этом году его бригада показала выдающийся рекорд и на отдельной  скважине,  и по результатам работы в течение целого года.  Рекорд скорости стал 6 646 метров, годовая проходка на бригаду получилась  40 025  метров.  Одна бригада пробурила 22 скважины, столько, сколько в первый год «Татнефти» выполняли два десятка буровых станков. В звездный год своей судьбы Драцкий на всех 22 скважинах работал по графику, превышающему  рекордный режим Белоглазова!  Это была завидная работа,  в которой вместе соединились  высокое  профессиональное мастерство и вдохновение таланта. Тогда  82 бригады «Татнефти» пробурили  более  полутора  миллионов метров горных пород.  По сравнению с 1955 годом бригад стало в  полтора раза меньше, а сделали они в полтора раза больше!

Вот так нефтяники республики одержали одну из самых великих побед – победу над временем. Девять тысяч скважин, предусмотренные в первой схеме разработки ромашкинского месторождения, были пробурены не за полтора века, а всего за два десятилетия.

Больше скважин - больше нефтяных ручейков, сливающихся в  один общий поток.  Через четверть века татарские нефтяники добыли из недр первый миллиард тонн сокровищ,  еще через  десять лет - второй!  Сто три миллиона тонн нефти - это составляло третью часть союзной добычи - из скважин маленькой  республики,  площадь которой не составляла и половины процента территории советского государства,  были убедительным свидетельством возможностей страны,  профессиональных способностей дружного коллектива татарских нефтяников.  Восхождение на вершину было  не легкой прогулкой,  а преодолением бесконечных препятствий, каждая новая преграда была труднее предыдущей.

 Объединение «Татнефть» 16 марта 1966 года наградили орденом Ленина.  Большая,  заслуженная честь! В славной дружине Героев Социалистического Труда, в которой были отличившиеся еще раньше мастера по добыче нефти Курбан Валеев, Павел Савельев, бригадир каменшиков Рашит Саттаров,  операторы Зиннат Шарифуллин,  Асхат Сафиуллин, Масгут Минникаев,  буровые мастера Николай Драцкий, Мугалим Гимазов, Ахат Губайдуллин,  Дамир Нурутдинов,  Фасхутдин Шарафутдинов, машинист Зямиль Зайнагов,  бригадиры  вышкомонтажников  Гарей Багманов  и Александр Тимченко,  прибавились предводители татарских нефтяников Агзам Валиханов и Ришад Булгаков.

Именно Булгакову досталась, пожалуй, самая трудная доля - нести бремя возвращения с ярмарки.  После семи «стомиллионных» лет на промыслах началось сокращение добычи.  При разработке запасов минеральных ресурсов это  естественный  процесс.  Главное,  чтобы сокращение,  как и рост, происходило по плану, заранее расписанному расчету.  Сибирский гигант Самотлор, за два  десятка лет подняв потолок годовой добычи до 154 миллионов тонн, через год еще стремительнее покатился вниз.

Конечно, многотысячному коллективу татарских нефтяников, которые за  многие годы привыкли к триумфу побед,  было непривычно... в плановом порядке сокращать добычу.  Важно было управлять этим процессом,  поэтому работали больше,  упорнее, чем в годы восхождения на вершину.  На таких же скоростях  закладывали  новые  скважины,  вели трудные ремонтные операции на старых точках.  Например, в первый год сокращения   добычи  на  промыслах нефть качали 12442 скважины, что на 4351 больше, чем в год победного триумфа. В 1980 году на скважинах выполнили  4276  капитальных  ремонтов,  ровно  в десять раз больше,  чем двадцать лет назад, снова и снова возвращая заглохнувшие скважины в строй действующих.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2