news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Замдиректора IT-лицея КФУ: «Школьная олимпиада – это трамплин для поступления в вуз»

О том, для чего нужны школьные олимпиады, и каким из них отдать предпочтение, рассказал заместитель директора по учебной работе IT-лицея КФУ Шухрат Азимуратов

Шухрат Азимуратов – заместитель директора по учебной работе, учитель информатики в IT-лицее КФУ. Область интересов: олимпиады по программированию и информатике, теория и методика обучения информатике, автоматизация образовательной деятельности и дистанционное образование, подготовка IT-специалистов, аттестация знаний – ЕГЭ и ГИА.

Спонсор рубрики — Ак Барс Банк. В рамках Года цифровизации в Татарстане банк передает учителям республики 12 тысяч ноутбуков, которые заменят устаревшее оборудование в школах. Проект реализуется по инициативе Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и направлен на цифровизацию сферы образования.

«Интеллектуальные состязания – тест на профориентацию»

– Зачем школьникам участвовать в олимпиадах?

– Кроме помощи с поступлением, интеллектуальные состязания становятся своеобразным тестом на профориентацию. Ребенок ищет и пробует себя в разных областях. Он на практике проверяет, верное ли направление деятельности выбрано. Олимпиада – прекрасный шанс как закрепиться в понравившейся сфере, так и сменить вектор своего развития.

– Сильно ли изменилась сложность задач на олимпиадах за последние годы?

– Процесс подготовки к соревнованиям постоянно технологизируется. Задания себя исчерпывают и переходят на новые уровни, становясь только сложнее. 

Кстати, в некоторых вузах проходной балл по ЕГЭ превышает порог в 300 возможных баллов. При расчете учитываются дополнительные баллы, которые можно получить за итоговое сочинение, индивидуальные спортивные и учебные достижения (в том числе – на олимпиадах).

«Победители и призеры олимпиад получают привилегии при поступлении»

– Сегодня очень популярны различные платные олимпиады для школьников. В чем их отличие от традиционных?

– Как правило, олимпиады, которые дают какие-то привилегии и льготы при поступлении в вуз, бесплатные. Например, Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ или Всерос), которую организует Министерство просвещения Российской Федерации. Призеру цикла в течение 4 лет можно поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. Есть еще вузовские олимпиады. Их организуют непосредственно вузы России. Победители и призеры этих соревнований также получают привилегии при поступлении. Олимпиада здесь – маркетинговая составляющая. Учебные заведения борются за лучших абитуриентов.

К слову, существует специальный перечень олимпиад, утверждаемый Минобрнауки РФ. И победа на интеллектуальном состязании из данного списка в принципе гарантирует бюджетное место.

Платные олимпиады также популярны. Однако к ним нужно относиться аккуратно и внимательно. Такие соревнования необязательны и никак не учитываются при поступлении в вузы. Хорошие платные олимпиады проходят в начальном звене. Они нужны для того, чтобы выработать у детей соревновательный дух, подготовить их к будущим большим достижениям. 

– В чем отличие онлайн-олимпиады от очной?

– Онлайн-олимпиада предполагает машинальную проверку работ компьютером с применением прокторинга (контроля за ходом дистанционного испытания – прим. ред).

В очных состязаниях существенную роль играет человеческий фактор. Правильный ответ, конечно, важен. Но не меньшее значение имеет и ход решения задачи. Однако, с точки зрения качества, оба вида олимпиад находятся примерно на одном уровне. 

– В чем разница между призером и победителем олимпиады?

– Число призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников не может составлять более 45%. Дети должны правильно выполнить не менее половины заданий. Квота на победителей – 8% от числа участников заключительного этапа. Победителями становятся ребята, набравшие 70% и выше от максимально возможного.

«Есть дети, которые готовятся к соревнованиям круглый год»

– Какие результаты показывают на крупных олимпиадах татарстанские школьники?

– Татарстан на протяжении нескольких лет входит в первую пятерку по количеству победителей и призеров всероссийских школьных олимпиад. Республика неплохо проявляет себя и на международной арене. Наши школьники привозят с соревнований медали всех достоинств.

–Сложно ли быть олимпиадником?

– Олимпиада –это постоянный труд, работа над собой и своими компетенциями. Есть дети, которые готовятся к соревнованиям круглый год. Даже в летние каникулы отдыхают лишь 2 недели.

«Онлайн-образование продолжит набирать обороты»

– Какие инновационные технологии используются при подготовке к олимпиадам?

– Проводятся всевозможные онлайн-сборы. Многие олимпиадные тренеры открывают собственные онлайн-курсы. Если говорить об образовательных платформах, то для каждого предмета - свой ресурс. Я могу выделить российский маркетплейс Stepik. Он довольно универсальный. 

Кроме того, вузы проводят подготовку к олимпиадам на своих внутренних платформах. Зарубежные платформы не используются. В каждой стране –своя специфика и свой формат заданий. 

– А если говорить об очной подготовке?

– Многие школы проводят летние интенсивы. Прямо во время каникул ребенок по 6-8 уроков изучает приоритетные науки. Работают всевозможные образовательные лагеря. Здесь дети активно погружаются в профильные любимые предметы.

– Существуют ли командные состязания?

– Конечно. Есть олимпиады академические, а есть проектные. Например, Национальная технологическая олимпиада. Это командные инженерные соревнования для школьников и студентов. Не каждому ребенку интересно сидеть и в одиночестве решать задачи. Многим нравится работать именно в коллективе.

– Каковы перспективы развития информационных технологий в школьном образовании?

– Учебная программа будет стремительно развиваться, онлайн-образование продолжит набирать обороты. При этом никто не отменяет очный формат. Благодаря информационным технологиям дети получают дополнительную возможность учиться где, когда и сколько хотят. Онлайн-обучение – это не только дополнение к имеющимся знаниям, но и самостоятельный способ получения новых навыков.

– Готовы ли учителя Татарстана к новому формату?

– Пандемия показала, что мы созрели для перемен. Однако педагогам необходимо постоянно самосовершенствоваться, следить за тенденциями и быть в курсе развития науки и технологий.

– Каким детям больше подходит онлайн-обучение?

– Тем, у кого высокая мотивация и большое желание работать. Для каждого ученика выстраивается индивидуальная траектория развития. При этом формируются дополнительные навыки: умение распределять внимание и способность правильно распоряжаться своим временем.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2