За Россию, за свободу до конца… Герои нашего времени
«В жизни всегда есть место подвигу», - утверждал советский писатель Максим Горький, которого сегодня в школах практически не изучают, потому что он стал неактуальным, как всё советское. Вот уже почти двадцать лет, как наша страна перестала быть Советским Союзом и называется просто Россией. Но она для нас по-прежнему - Родина. И в нашей жизни по-прежнему есть место подвигу… В 1992 году первые десять россиян «за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига» были удостоены звания Героя Российской Федерации. За 18 лет Золотую Звезду героя получили около тысячи человек, в том числе - одиннадцать татарстанцев. Четверо из них были удостоены этого высшего звания посмертно. Еще четверо осели за пределами республики, а трое по сей день живут и работают в Татарстане.
Шестая рота Мало кто знает, что нашумевший телесериал «Честь имею» - про настоящий подвиг 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка, где служил 32-летний житель Альметьевска Александр Супонинский. И он тоже не думал, что про него снимут кино, когда в 98-м, в разгар второй чеченской кампании, не дожидаясь повестки, отправился в военкомат и попросился в десант. «На карантине» служил под Псковом, но рвался в настоящий бой. - Пошли мы к нашему комбату: возьмите нас с собой в Чечню, - рассказывает Александр. - Он зачислил нас в 6-ю роту. Перед отлетом в «горячую точку» солдат-срочник написал родителям, что сам захотел «на войну», и пообещал вернуться живым… В последний день февраля високосного 2000 года бойцы 6-й роты держали оборону возле села Улус-Керт - в Аргунском ущелье, через которое пытались прорваться из окружения бандиты Хаттаба и Басаева. 90 наших десантников почти сутки сдерживали натиск более 2500 боевиков. - О том, что «духов» было так много, я узнал уже потом - в госпитале, - вспоминает Александр. - А во время боя было не разобрать. Нас «поливали» из минометов, автоматов, пулеметов, гранатометов. Месиво было вокруг кровавое! Я получил пулю в ногу. Мой лучший друг - младший сержант Костя Кривушев, рискуя жизнью, вытащил меня из-под огня. Потом он погиб… По словам Супонинского, комбат всю ночь пытался вызвать по рации помощь, и было слышно, как над ущельем кружили наши «вертушки». Но стоял густой туман, и пилоты не рискнули открыть огонь - боялись попасть в своих. Ранним утром к бойцам 6-й роты все-таки прорвались около десятка наших бойцов, поддержала их и артиллерия с «большой земли». Но «духи» напирали, боеприпасы заканчивались… Выжили в том аду только шестеро раненых десантников. В марте 22 бойца героической роты были удостоены звания Герой России. 21 - посмертно, и только Александр Супонинский получил Золотую Звезду из рук президента страны лично. Сейчас Герой России работает в управлении ОАО «Татнефть» - старшим инспектором по охране особо важных лиц. В феврале 2007-го его имя было присвоено альметьевской школе № 16. Фото Александра висит там рядом с портретами великих русских полководцев. Супонинский никогда не отказывается прийти в школу на «урок мужества». Рассказывает ребятам о подвиге своих погибших в Аргунском ущелье товарищей. И признается, что героем себя не считает: дескать, мы просто выполняли приказ командиров и свой воинский долг.
Война и мир 31-летний Алексей Кораблев из Чистополя тоже получил Золотую Звезду героя за боевую операцию во время второй чеченской войны. Разведгруппа 1-го мотострелкового батальона танкового полка нарвалась на засаду боевиков 15 января 2000 года в районе села Дуба-Юрт Шалинского района. Несколько часов бойцы при поддержке артиллерии полка вели неравный бой с бандитами. Все попытки главных сил прорваться на помощь закончились неудачей - враг держал под огнем единственный подход к высоте. И когда командир приказал оставшимся в живых разведчикам отходить, Кораблев вызвался их прикрыть. Говорит, о том, что убьют, не думал, просто очень хорошо усвоил суворовскую заповедь: сам погибай, а товарища выручай. И только когда пулемет заклинило, Кораблев тоже стал пробираться к своим. По пути подобрал тяжело раненного бойца из своей разведгруппы и сутки волок его на себе. - Мне потом рассказали, - вспоминает Алексей, - что, когда составляли наградные списки на присвоение звания Героя России, напротив моей фамилии написали «посмертно». Ведь когда пулемет затих, все подумали, что меня убили. А я вот вернулся «с того света», да еще и не один. С 2000 года Алексей - в запасе. На «гражданке» у парня не все гладко сложилось. Сначала с работой не везло, потом получил условный срок за пособничество в групповой краже. Друзья попросили перевезти кое-что на машине, оказалось - ворованное. Видимо, для мирной жизни суворовская заповедь не годится…
Герой в начальниках не усидел А вот 48-летний казанец Газинур Хайруллин - прототип одного из героев отечественного блокбастера «Кандагар» - стал Героем России в мирное время. Хотя в армии он тоже служил - в составе военно-транспортного авиационного полка - и частенько участвовал в доставке солдат и грузов в Афганистан, когда там воевали советские солдаты. Но так случилось, что в плен к афганским талибам Газинур попал гораздо позже. В августе 95-го гражданский «Ил-76», на котором Хайруллин работал вторым пилотом, был перехвачен истребителями талибов и совершил принудительную посадку в аэропорту Кандарага. Российские летчики провели в афганском плену целый год, и только в августе 96-го, угнав свой самолет прямо из-под носа боевиков, вернулись на Родину. «За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана», Газинуру Хайруллинуи командиру экипажа Виктору Шарпатову было присвоено звание Героя Российской Федерации. Остальные были награждены орденами Мужества. Вернувшись в Казань, Газинур несколько лет летал в качестве командира экипажа на «Ил-76» авиакомпании «Татарстан». А в 2008-м был назначен гендиректором авиакомпании. Но в начальственном кресле герой нашего времени долго не усидел - через год он вернулся за штурвал самолета - любимого «Ил-76».
Елена МЕЛЬНИК