news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Юрий Александров: Прежде всего, опера «Сююмбике» – о женщине, на которую навалилась куча проблем

Премьера оперы на музыку Резеды Ахияровой состоится 26 сентября на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Юрий Александров: Прежде всего, опера «Сююмбике» – о женщине, на которую навалилась куча проблем

(Казань, 25 сентября, «Татар-информ»). На сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля 26 сентября состоится самая ожидаемая премьера года – опера «Сююмбике» на музыку Резеды Ахияровой, либретто к ней написал Ренат Харис. За день до премьеры на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» режиссер-постановщик оперы Юрий Александров рассказал о сложностях работы над национальной легендой татар, образе новой Сююмбике и актуальности постановки в момент «борьбы России за свой статус в мире».

«Прежде всего, мой спектакль – о женщине, на которую навалилась куча огромных проблем: сначала она лишилась любимого мужа, затем она лишилась свободы, потом она лишилась ребенка, – подчеркнул режиссер. – И, конечно, степень этого ужаса, который ее окружал, потребовала в финале какого-то небесного исхода. Я просил либреттиста и композитора, чтобы мы закончили очень тихо и светло, потому что это память о женщине, которая пожертвовала собой ради своего народа».

«Приятно и интересно говорить о жизни человека, который был в жизни великой Казани. Когда есть литературный персонаж, это уже такая ориентальная система ценностей. "Тоска" – певица некая, которая также из окна выбросилась (Александров вспомнил сюжет легенды о царице Казанской – прим. Т-и). Но мы категорически уходим от судьбы "Тоски", потому что судьба Сююмбике как бы символизирует душевную красоту и женскую незащищенность», – заметил скипер.

Режиссер отметил, что первая постановка только что написанного произведения стала для него особенно интересной и ответственной задачей, решение которой продолжается уже более двух лет. После знакомства с композитором и автором либретто началась очень кропотливая и тщательная работа над созданием совершенно нового сочинения. По словам Александрова, она ведется до сих пор: вносятся правки, репетиции идут с четырьмя составами. В итоге у постановщика на данный момент в столе хранятся более четырех партитур «Сююмбике».

Помимо личной истории в новой опере Юрий Александров выделил историческую, даже политическую линию, ставя вопрос, возможно ли достичь баланса между стремлениями народа и властных структур. Одним из главных смыслов постановки режиссер назвал идею того, что насилие и жестокость не имеют национальности, но везде несут только боль и страдания.

«Тема абсолютно актуальная для нас сегодня. И вообще, мы внедряемся этим спектаклем в то, чем опера вообще не занимается, потому что начало спектакля застает момент борьбы России за свой статус в мире. Это всегда кровь, проблемы, народная боль, и, конечно, мы что-то подобное испытываем и сегодня. Опять Россия хочет закрепить свой статус в мире, происходит становление государства – рухнул великий Советский Союз, и Россия опять начинает собирать силы. Опять арка в сегодня… Поэтому в сегодняшней сложной политической ситуации эта тема должна прозвучать особенно остро», – выразил уверенность Александров.

Постановщик рассказал, что оперу «Сююмбике» можно представить как три самостоятельные оперы, поскольку мест действия и сюжетов в ней тоже три: Казань с народными протестами и борьбой в местной политической верхушке, Москва с боярами и молодым Иваном Грозным и, наконец, Касимов, где и гибнет Сююмбике.

«Поэтому это очень сложно, тут масса сложностей. Допустим, мы привыкли к образу Ивана Грозного из "Псковитянки": старый, поседевший, горбоносый мужик. В этом спектакле ему 21 год, Иван Грозный только начинает свой путь: кровавый, жестокий, самодержавный, но приведший к становлению России. Очень интересная актерская задача – сыграть молодого Ивана, а не трафаретного оперного. Об этом я готов говорить сколько угодно, отвечать на все ваши вопросы, кроме одного: "Сколько стоит этот спектакль?" Это абсолютно не мое дело», – заключил режиссер.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2