news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Вячеслав БИБИШЕВ: «Пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов всегда будет»

Вячеслав БИБИШЕВ: «Пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов всегда будет»

21,59 KbВ мае этого года казанский художник-карикатурист Вячеслав Бибишев завоевал Гран-при и статуэтку «Золотой Эзоп» на престижнейшем международном конкурсе «Юмор и сатира в изобразительном искусстве» в городе Габрово в Болгарии. По традиции, победитель организует персональную выставку на следующем фестивале, который состоится в 2007 году. Вскоре к коллекции призов и наград Вячеслава Леонардовича присоединилось «Хрустальное перо», которое он получил в номинации «Имя в журналистике». На днях художник побывал в редакции ИА «Татар-информ». Разговор начался с его впечатлений от Габровского фестиваля, а продолжился обсуждением казанской школы карикатуры.

Карикатуристы в Габрово обсмеяли все, что только было можно

Город Габрово входит в пятерку лучших самых «раскрученных» туристических городков Болгарии. Дом сатиры и юмора располагается в самом сердце Габрово. Каждый нечетный год в Доме сатиры и юмора проводится Международное биеннале юмора и сатиры в изобразительном искусстве, который включает конкурсы карикатуры, графики, рисунка, живописи, скульптуры, плаката, фотографии. В этом году состоялось уже 17 такое биеннале с традиционно карнавальным шествием. В Габрово собрано огромное количество произведений искусства и карнавальных костюмов. Если посмотреть пристально – ничего особенного, неосуществимого в этом фестивале нет. Однако только габровцы, славящиеся во всем мире своим чувством юмора, оптимизмом и умением делать «чего из ничего» смогли создать у себя такой фестиваль, престиж которого не может побить ни один другой юмористический конкурс даже с несравнимо большими суммами премий и бюджетом. Считается, что получить Гран-при Габрово – Золотого Эзопа равноценно тому, что выиграть чемпионат мира.

Во время биеннале проходит «Благолаж» - Национальная встреча болгарских трепачей, которая транслируется на улицы. Шутки-прибаутки и национальный юмор сыплются на жителей в режиме нон-стоп, ежеминутно вызывая взрывы хохота. Болгарские трепачи обсмеяли всех, кого только могли, включая Президента страны и мэра города, которые, кстати, оказывают большую поддержку фестивалю.

Карнавал юмора - это живая газета, с карикатурами на всех известных персонажей политики, шоу-бизнеса. В карнавальном шествии используются ростовые куклы. Самый популярный образ карнавала – черная кошка – символ Габрово. Символическое отрезание хвоста габровской кошки – одно из центральных действий представления. В уличных шествиях, готовиться к которым начинают за несколько месяцев до самого карнавала, участвуют жители городка. Участие в народных гуляниях считается в Габрово честью. Жители ощущают причастность к празднику и воспринимают его как свой личный.

Габрово сегодня «гремит» в международном масштабе, а по сути все это – большой пиар своей страны и города, экспансия своей культуры в мировое пространство. Но наши карикатуристы занимают первые места, выигрывают Гран-при, значит, мы идем в правильном направлении и даже немного впереди.

Не ту страну назвали Гондурасом

Фестиваль сатиры и юмора должен был бы быть у нас, в Казани, потому что у нас есть журнал «Чаян» с 83-летней историей, со своими художественными традициями, с несколькими поколениями художников. «Чаян» - это сильнейшая школа гигантов карикатуры и юмора, огромные коллекции гротескных, юмористических, сатирических работ классиков жанра. Сегодня в «Чаяне» работает около 30 художников, также у нас есть скульпторы, гончары, керамисты и прочие мастера, большинство из которых делает юмористические поделки. Имеются у нас специалисты юмористической рекламы, анимации. Только у нас вся эта армия сатиры и юмора разрозненна, а в Болгарии она объединена и сосредоточена вокруг Габрово.

Смех и юмор сегодня шествуют по стране. Однако форма карикатуры не смотрибельна – люди не выписывают газет, не ходят на выставки. Поэтому юмор перекочевал в телевизор, артисты с экрана рассказывают карикатуры. Шутки, которые используются на эстраде, карикатуристам были известны еще 10 лет назад, ведь они сами их придумывают. Некоторые из наших юмористов сейчас работают в КВН, кто-то в рекламном бизнесе.

В Татарстане, да и в России, сложилась ситуация, что карикатуристы стали «ничьи». Художник, работающий в прессе, вычеркнут из журналистических конкурсов, тем не менее, и в союзах художников ему нет места. В то время как во многих странах есть ассоциации сатиры и юмора, музеи карикатуры. Ведь это чистая реклама своей страны, и она действенна на 100 процентов.

В «сытом» мире достаточно много внимания уделяется карикатуре, шаржу, веселым рисункам, юмористическим газетам-журналам, всевозможным сборникам, каталогам, выставкам. В прессе, если обратить внимание на такие газеты как “Le Mondе”, “The Washington Post”, существует очень много рисованного юмора, рисованной карикатуры.

Рисунки, которые опубликованы на страницах прессы - это репортажные работы. Они не абстрактные, это реакция на происходящее вокруг. Такие рисунки размещаются на первой полосе. Сейчас в России подобная практика применяется в продукции Издательского дома «Коммерсант», в «Московских новостях». В Казани в этом направлении первой начала работать газета «Казанские ведомости».

У меня есть мечта создать фестиваль карикатуры или Дом сатиры и юмора, где будут располагаться художественные школы для детей, библиотека, с собранием всего наследия, которое накоплено «Чаяном», ведь сейчас это все не доступно, уходит в никуда. Мы могли бы сделать великолепный дом сатиры и юмора, а как экспонаты использовать из фольклора образы бездонного народного юмора. Казань - город искусств, всевозможных художников, только дай пищу для ума, а экспонаты вмиг соберутся.

Пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов всегда будет

Юморист должен креативно мыслить, находить неожиданные ходы. На фестивале в Габрово болгарские остряки нашли мое высказывание в одном из интервью: «Пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов всегда будет». Если общество не смеется над собой, оно загнивает, превращается в болото.

Юмористическим рисунком я занялся еще с общеобразовательной школы: рисовал в тетрадках шаржи, карикатуры, которые затем публиковались в газетах. На первом курсе в строительном институте я сдал экзамен по истории искусств при помощи шаржа. Сложность экзамена состояла в том, что по такому предмету шпаргалку сделать невозможно: студенту дается репродукция произведения и он должен назвать автора картины или скульптуры, период. Мне пришлось шаржировать весь курс. Я нарисовал Венеру Милосскую, «Последние дни Помпеи», Нику Самофрокийскую и так далее. Получил «5».

Известно, что иногда художники предсказывают, как развернется та или иная политическая, общественная ситуация. Карикатурист посредством рисунка прогнозирует, а нередко и подсказывает выходы из сложившихся трудных обстоятельств.

Иногда карикатура бывает не смешная, но очень злободневная. Например, на такие темы как 11 сентября, крупные аварии. Невозможно четко разделить: вот рисунки «на злобу дня», а вот – на вечные темы. Так получается, что рисунки на злобу дня перерастают в вечные темы.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100