Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
«Воздвиг себе памятник в виде КАМАЗа»: 99 лет со дня рождения Льва Васильева
Сегодня отмечается 99-я годовщина со дня рождения легендарного Льва Васильева – первого гендиректора КАМАЗа. Благодаря ему в чистом поле в Набережных Челнах был построен автогигант, с конвейера которого почти 50 лет назад сошел первый грузовик. Чем запомнился Васильев – в материале «Татар-информа».
![«Воздвиг себе памятник в виде КАМАЗа»: 99 лет со дня рождения Льва Васильева](https://www.tatar-inform.ru/resize/shd/images/uploads/news/2024/2/7/c551aeb45592e8ebeb9813e4079ef424.jpg)
«Его биография – лучший показатель того, каким он был человеком»
«О Льве Борисовиче достаточно много уже сказано. Его биография – лучший показатель того, каким он был человеком. Он один из столпов, который сыграл огромную роль в создании автомобильного гиганта на Каме вместе со строителями и другими участниками стройки. Жаль, что его нет уже с нами, но он себе воздвиг памятник в виде КАМАЗа и Набережных Челнов вместе со своим коллективом», – сказал «Татар-информу» генеральный директор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов Фарид Башаров.
Лев Борисович Васильев родился 7 февраля 1925 года в Москве и с малых лет увлекался автомобилями и всем, что с ними связано.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/0fe8d7b9028a5268f1a6a641f0c73048.jpg)
«Он один из столпов, который сыграл огромную роль в создании автомобильного гиганта на Каме вместе со строителями и другими участниками стройки»
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
«По существу, автомобилистом стал еще сидя на горшке. Мой отец был шофером. Тогда импортные автомобили приходили в небольшом количестве. И, как правило, к ним прилагались технические данные. Тормозная система, рулевое управление, двигатель, питание бензиновое – все это я в себя впитывал с малых лет. А с десяти лет посещал автомобильную секцию в Доме пионеров», – вспоминал Васильев в одном из последних интервью.
В начале войны отец отправил семью в Ульяновск, на родину матери. Здесь в 16 лет Васильев начал работать на автобазе флота грузчиком, затем шофером.
В армию призвали в феврале 1943 года. На фронте в боях против фашистской Германии получил пять ранений.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/16d8637e080a84a82cf2fe081d9b3fef.jpg)
В 22 года Васильев пришел работать на завод «Москвич», а в 38 лет он возглавил завод и руководил им на протяжении 16 лет
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
Руководил «Москвичом» 16 лет
В 22 года Васильев пришел работать на завод «Москвич», а в 38 лет он возглавил завод и руководил им на протяжении 16 лет. После этого, в 1968 году стал заместителем министра автомобильной промышленности СССР.
На этом посту он занимался внешней торговлей – 60% собранных автомобилей поставлялись за рубеж. «Но зарубежные страны требовали грузовые автомобили, а их мало было в стране, самим не хватало», – отмечал Васильев.
В итоге решили создать завод большегрузных автомобилей, генеральным директором которого и назначили Васильева. Местом строительства завода после непродолжительной борьбы между городами были определены Набережные Челны.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/fae6cc9522832359aad08707ad5c63a6.jpg)
Место строительства Васильев описывал так: «Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Всё! Больше ничего нет»
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
«Поле чистое, кибитка какая-то стоит»
Место строительства Васильев описывал так: «Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Всё! Больше ничего нет».
Таким образом, строительство завода началось с нуля, без технологий, проектов и конструкции. «Наверное, это единственная в мире практика: конструируя автомобиль, под него делали технологии и все остальное», – делился Васильев.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/56cfd507c90754415fa0e313b9a4ecfa.jpg)
Первый грузовик сошел с конвейера уже через 6,5 года после решения о создании комплекса – 16 августа 1976 года
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
При этом первый грузовик сошел с конвейера уже через 6,5 года после решения о создании комплекса – 16 августа 1976 года.
Приоритетным для Льва Васильева было и решение жилищной проблемы. За годы его работы в Набережных Челнах и Заинске были построены сотни жилых домов общей площадью более 3,5 млн квадратных метров, 27 школ, 55 детских садов. Кроме того, были введены в строй детские оздоровительные лагеря на 1,4 тыс. мест, объекты торговли площадью 25 тыс. кв. метров, больница скорой медицинской помощи, корпуса Медгородка, гостиницы «КАМАЗ», «Татарстан», «Кама».
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/641f07f158f9ca54229044e4d787096e.jpg)
За выдающиеся успехи при строительстве КАМАЗа Льву Борисовичу в 1977 году присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот»
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
За выдающиеся успехи при строительстве КАМАЗа Льву Борисовичу в 1977 году присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».
В 1981 году он вернулся в Москву заместителем министра автомобильной промышленности – генеральным директором автозавода «Москвич». В 1983 году назначен заместителем председателя Госплана СССР по машиностроению. С 1984 года – министр машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. С 1988 года Васильев работал заместителем председателя Государственной комиссии по военно-промышленному комплексу.
«Моя жизнь удалась. Я успел сесть в последний вагон социализма. Конечно, я счастливый человек. Я доволен. Пусть кто-нибудь другой попробует пройти такую школу», – говорил Лев Васильев.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/4ae5623b62b31e98788d627095022769.jpg)
Лев Васильев скончался ночью 21 августа 2023 года на 99-м году жизни. Его труд и заслуги высоко оценивают его знакомые, коллеги, а также Правительство Татарстана
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
«При жизни стал настоящей легендой»
Лев Васильев скончался ночью 21 августа 2023 года на 99-м году жизни. Его труд и заслуги высоко оценивают его знакомые, коллеги, а также Правительство Татарстана.
«Великий человек, участник войны. Нужно, чтобы помнили тех, кто создавал этот город, особенно это касается молодого поколения. Это человек, который вписал свое имя в историю России. Великий человек великой эпохи», – поделился своим мнением Фарид Башаров.
Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, в прошлом – начальник Управления культуры Набережных Челнов Гульзада Руденко в свою очередь поделилась, что Васильев для нее остался невероятно интеллигентным, достойным руководителем высочайшего уровня.
«Когда выступал Лев Борисович, было очень приятно слушать: выверенные слова в выступлениях, стать настоящего, умного руководителя, профессионала высочайшего класса. Все это в нем сочеталось, и при этом он был очень скромным, добрым и справедливым человеком.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/7b9ad717fdafa262bbf8eaa5f403f702.jpg)
Раис Татарстана Рустам Минниханов называл Льва Васильева настоящей легендой
Фото: tatmsk.tatarstan.ru
Раис Татарстана Рустам Минниханов называл Льва Васильева настоящей легендой.
«Масштабная, неординарная личность, Лев Борисович при жизни стал настоящей легендой, его колоссальное трудолюбие и целеустремленность, мощный дух созидания и умение сплачивать и вдохновлять окружающих его людей на активную работу и сегодня с безграничным уважением и признательностью вспоминают камазовцы, все, кому посчастливилось встретиться с этим уникальным человеком на профессиональном и жизненном пути», – отмечал Раис Татарстана после смерти Васильева.
Он также подчеркивал, что жизнь Льва Борисовича является бесценным образцом искреннего служения родной стране и народу, верности своему призванию и огромной любви к людям.
«Таким – сильным, талантливым руководителем, большим тружеником, очень светлым и щедрым душой человеком Лев Борисович Васильев остается в благодарной памяти татарстанцев», – говорил Минниханов.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»