news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Водохранилища Татарстана будут очищены от затонувших судов

Рустам Минниханов: "Затонувшие плавсредства не только портят внешний вид рек, но и создают угрозу для жизни и здоровья населения".

(Казань, 6 октября, "Татар-информ", Наталья Рыбакова). Республиканская целевая программа «Очистка акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на 2009-2011 годы» была рассмотрена сегодня на заседании Кабинета Министров РТ. Заседание прошло в режиме видеоконференции под председательством Премьер-министра РТ Рустама Минниханова. В его работе приняла участие Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вера Солдатова.

"Мы осознали необходимость утилизации затонувших в водоемах республики плавсредств. Нам необходимо провести данную работу самим, за нас ее никто не сделает", - сообщил Рустам Минниханов, открывая совещание.

19 сентября 2007 года в Татарстане прошло межведомственное совещание по вопросу утилизации затонувших и брошенных в республике плавсредств. Тогда Минтрансу РТ было поручено совместно с муниципальными образованиями создать специальную комиссию для проведения исследовательских работ и установки на учет всех бесхозных судов на территории Татарстана.

"Работе по очищению бассейнов рек от плавсредств мы пытаемся придать системный характер. Создана рабочая группа под руководством министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдуса Фасхутдинова. Активно к работе привлекаются муниципальные образования, на территории которых находятся данные затонувшие объекты. Эта работа трудоемкая. Но мы уже имеем первые позитивные результаты. За прошедшее время количество брошенных, не утилизированных судов сократилось в два раза. Однако стоимость металлолома при утилизации не оправдывает затрат, необходимых на решение данных задач", - сказал Премьер-министр РТ.

"Татарстан должен стать туристическим центром. В 2013 году здесь пройдет Всемирная универсиада. Люди должны в республике отдыхать и наслаждаться природой. Пока же у нас есть объекты, которые не только портят внешний вид рек, но и создают угрозу для жизни и здоровья населения", - подчеркнул Рустам Минниханов.

Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов, проблема охраны водоемов от загрязнения вышедшими из эксплуатации судами является актуальной для Татарстана, на территории которого в настоящее время находятся 124 не утилизированных, затонувших и брошенных плавсредства. Между тем, на подъем и утилизацию одного плавсредства требуется около 400 тысяч рублей. Наибольшее количество затонувших (брошенных) судов, расположенных в переделах территории республики, находятся в акватории Куйбышевского водохранилища.

"Главное препятствие для подъема и утилизации судов, порождающее вопрос: на чьи деньги поднимать «утопленников» - бесхозность. Поскольку хозяев большинства плавсредств найти невозможно, приходится через суд добиваться официального признания бесхозности судов, переводить их на баланс органов местного самоуправления и поднимать за счет государства. В настоящее время в республике существует проблема подъема и утилизации затонувших плавсредств на федеральной территории акватории рек Волга и Кама. В соответствии с Водным кодексом РФ, все внутренние водные пути являются объектами федеральной собственности, ввиду чего вопросы подъема и утилизации подобных судов находятся в ведении ФГУ «Волжское Государственное Бассейновое Управление водных путей и судоходства»", - сообщил Ильдус Фасхутдинов.

При разработке и утверждении программы «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы» было предусмотрено выделение Волжскому ГБУ 81 млн. рублей для выявления брошенных судов на всей водной акватории Волжского бассейна, а также утилизации затонувших объектов, находящихся в пределах судовых ходов. Однако средств из федерального бюджета не поступало. В новой редакции программы выделение средств на данные мероприятия не предусматривается. "До сих пор не определены источники, из которых будут поступать денежные средства", - отметил И.Фасхутдинов.

По его словам, в 2006 году был принят Закон РТ «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы», основным разработчиком которой являлось Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. Указанной программой было предусмотрено проведение мероприятий по утилизации затонувших и брошенных судов за счет «привлеченных средств» в объеме 95 млн. рублей. Однако, в связи с отсутствием реальных источников финансирования, указанные мероприятия программы в 2006 и 2007 годах не проводились. В 2008 году работы по утилизации затонувших и брошенных плавсредств были начаты, но из-за отсутствия финансирования и убыточности приостановлены.

"Надеяться на то, что вопрос будет решаться за счет средств федерального бюджета, в данной ситуации не приходится. Этому свидетельствует и обращение, направленное на имя министра транспорта РФ Игоря Левитина о выделении финансовых средств для подъема и утилизации затопленных и брошенных судов на территории Республики Татарстан из федеральных программ, оставшееся без ответа", - сказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ.

В настоящее время разработана концепция отраслевой целевой программы «Очистка акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств в Республике Татарстан на 2009-2011 годы», которая прошла необходимое согласование. "Программой предусматривается выделение 40 млн. рублей из бюджета республики и привлечение 10 млн. рублей от реализации металлолома. Приоритетным направлением программы является очистка акваторий рек, прилегающих к городских территориям. На республиканские средства планируется подъем судов и доставка их к прибрежной полосе. Главный эффект программы заключается в повышении качества жизни населения за счет улучшения экологической обстановки", - заключил И.Фасхутдинов.

"Мы собрались сегодня, чтобы сделать очередной шаг в решении данной актуальной проблемы. Программой предусматривается обследование затонувших и брошенных судов, их безопасная транспортировка и утилизация. По количеству плавсредств, которые находятся в затопленном состоянии, Татарстан находится на втором месте в Волжском бассейне после Астраханской области. Из 124 затонувших судов на сегодняшний день нам известны владельцы лишь 6 судов. Остальные суда – бесхозные. Необходимо проводить обследования затонувших судов с участием водолазов, чтобы определять их хозяев. К установленным владельцам необходимо принять должные меры и осуществлять контроль за исполнением выданных предписаний", - сообщила в своем выступлении Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вера Солдатова. По ее словам, данная проблема характерна не только для Татарстана. Аналогичные программы разработаны в Астраханской и Нижегородской областях.

Подводя итоги заседания, Рустам Минниханов отметил, что данный проект, по возможности, необходимо сделать максимально коммерческим. «Любая программа требует усилий и средств. При реализации данного проекта мы рассчитываем на поддержку природоохранных и правоохранительных структур», - сказал он. В целом проект программы участниками заседания был одобрен.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2