news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ: «Отсутствие духовного мироощущения создает дисбаланс во всем – и в мировоззрении людей, и в их нравственной позиции»

Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ: «Отсутствие духовного мироощущения создает дисбаланс во всем – и в мировоззрении людей, и в их нравственной позиции»

19 июля в традиционной интернет-конференции в агентстве «Татар-информ» приняли участие руководитель пресс-службы Московской патриархии отец Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ и наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен КИРИЛЛ (Коровин).

«Советская власть заложила «мину замедленного действия» в конфликте между церковью и культурой»

33,79 KbОтец Владимир, вы раньше бывали в Казани?
В.В.: Первый раз я посетил Казань пять лет назад. Тогда, совершая плавание по Волге на теплоходе, мы на целый день останавливались в вашем городе - нас провели по Кремлю, по музеям и храмам. А сегодня я увидел такие изменения в облике Казани, которые в других городах не происходят и за десятилетия, - многое отреставрировано, много зданий находится еще в строительных лесах, и можно только догадываться, что будет через месяц-два, когда будет праздноваться 1000-летие города.

Как вы считаете, Казань выполнила все условия Патриарха для возвращения Казанской иконы Божией Матери?
В.В.: Не думаю, что Патриарх ставил какие-то условия. Скорее всего, это были просьбы. Решение руководителей Татарстана перенести табачную фабрику за пределы храма Патриарх воспринял с большим удовлетворением.

Отец Кирилл, настоятелем Благовещенского собора назначен отец Мефодий, с которым вы знакомы давно и который несколько лет работал под вашим непосредственным руководством.
К.К.: Отец Мефодий и как человек, и как священнослужитель является достойным кандидатом на это высокое послушание церковное - быть Настоятелем древнего Благовещенского храма. Я знаю его более десяти лет, а православные казанцы знают его еще маленьким мальчиком, который приходил на богослужение и помогал архиереям в алтаре. И всю свою жизнь этот отрок, юноша, а теперь уже зрелый муж посвятил служению церкви. Он был послушником в Раифском монастыре, много лет был благочинным на острове Свияжск – моим помощником. Я убежден, что он справится с этим ответственным послушанием, с этой задачей. Более достойного, умного, образованного, энергичного, чем отец Мефодий, трудно было бы найти. И когда промыслом Божием случилось так, что на него было указано быть Настоятелем, мы все вздохнули с облегчением. Я не слышал ни одного мнения - ни священнослужителей, ни мирян, которое было против этого назначения. Наоборот, все сказали, что эта кандидатура – то, что нужно.

24,42 KbОчень много церковных реликвий, книг, икон находится в музеях и библиотеках. Как вы к этому относитесь?
В.В.: У меня жесткое отношение к этому вопросу. Я считаю, что мы вправе совершить справедливый акт: если я подарил храму икону или чашу, то она должна принадлежать храму, а не музею. Независимо от того, великая ли эта реликвия, или нет. Это было украдено у храма, и, в лучшем случае, выставлено в открытой экспозиции музея. Думаю, тем самым музеи превращаются в хранилища краденного. Музейное дело – это великое дело просвещения, а хранение краденного накладывает на них пятно. В нравственном смысле это плохо, и не надо при этом ссылаться на опыт западных стран.

По церковным канонам, которые были приняты на Вселенских соборах, богослужебные сосуды обязаны быть только в церкви. Те, кто участвовал в их изъятии, в их хранении вне церкви, кто трогал их, подлежат анафеме. Не все об этом знают, но это так. Православная церковь не всегда жила в мире с окружающим – бывали набеги разбойников, которые грабили храмы. Поэтому раз и навсегда - для всех историй и ситуаций – было принято решение отлучать от церкви всех повинных в изъятии церковной утвари.

Я сам бывший музейный работник, очень люблю музеи, считаю, что их предназначение замечательно. Это хранители культуры и традиций, в этом смысле у музеев и церкви очень много общего. Но советская власть заложила «мину замедленного действия» в конфликте между церковью и культурой.

Не высказывал ли Патриарх просьбы вернуть церкви принадлежащие ей реликвии – Благовещенскому собору, Богородицкому монастырю, например?
В.В.: Патриарх не высказывался по поводу казанских соборов, но у него есть общее высказывание относительно этого вопроса: он считает, что постепенно все должно быть возвращено церкви.

Отец Кирилл, на острове Свияжск недопонимание между церковью и культурой тоже имело место. Как сейчас складываются взаимоотношения?
К.К.: Я согласен с отцом Владимиром в том, что музеи занимаются великим делом. Если бы не они, мы могли бы вообще ничего не получить! Но когда в стремлении сохранить некоторые музейные работники переходят грань, это не очень хорошо. Если раньше, когда храмы Свияжска - Сергиевский, Иоанно-Предтеченский, Успенский, «Богоматери Всех Скорбящих Радости» - посещали как музей, приезжало на остров по 300-400 человек в год, то, по свидетельству Президента Татарстана, за семь лет, как открыт монастырь, более пяти миллионов паломников и туристов посетили это место. Это люди, которые приезжали туда не только посмотреть на иконы, но и помолиться. Для христианина это святыня. Конечно же, нет ничего греховного в том, что мы называем эти храмы культурными памятниками, но для христианина они, прежде всего, святыня. Это то, что не обсуждается. Это то, за что люди отдают свою жизнь. Это не просто работа – люди, живущие в монастырях не получают жалованья, не идут после «службы» домой. Для них – это жизнь, это семья, это община! И храм для них – это средоточие жизни – и духовной, и физической. Как человека можно назвать живым только тогда, когда есть и душа, и тело, так и храм без души, без молитвы – это уже труп. И не надо быть их могильщиками.

Есть каноны, но и здравый смысл подсказывает, что прямое предназначение, например, чудотворной иконы Владимирской Божией матери или «Троицы» Рублева - не музей украшать! Перед ними молитвы должны совершаться, как это было столетиями. Надо понимать, что функция музея великая и нужная, но есть еще какие-то грани, которые нельзя переходить.

Что касается лично меня, то в начале были небольшие трения с работниками Министерства культуры, а сейчас у нас теплые отношения. Мы совместно организовываем выставки, согласовываем свои действия по поводу приема гостей, определяем, что позволительно туристам делать в храмах. Механизм отлажен, и последние два года проблем не возникает.

«Казанская икона Божией матери будет находиться в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого женского монастыря»

Отец Владимир, в каких мероприятиях Патриарх Алексий II примет участие?30,41 Kb
В.В.: 20 июля в 12.30 прибывает Святейший Патриарх, с ним приезжают управляющий делами Московской патриархии, журналисты, гости, также приедут все архиереи Приволжского округа.

В середине дня Патриарх посетит Казанский Кремль, встретится с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, осмотрит Благовещенский собор и мечеть Кул Шариф. Затем состоится беседа Святейшего Патриарха с Президентом Татарстана.

В 17.00 этого дня будет Всенощная в Петропавловском соборе.

Патриарх привезет с собой Казанскую икону Божией матери, которая была передана ныне покойным Папой Римским Иоанном Павлом II.

Основные события произойдут 21июля:

в 9 часов состоится Божественная Литургия в Благовещенском соборе - молитва перед Казанской иконой Божией матери,

в 12.30 начнется крестный ход с иконой из Кремля к Крестовоздвиженской церкви Богородицкого женского монастыря, где в 13 часов состоится молебен. Здесь икона будет оставлена для поклонения до вечера.

Вечером этого дня икона будет доставлена в Свято-Успенский Зилантов монастырь, где будет храниться до окончания реставрационных работ в Крестовоздвиженской церкви.

Икона была обретена на месте Крестовоздвиженской церкви, но, кажется, находилась она в Благовещенском соборе. Где же теперь «пропишется» Казанская икона Божией матери?
В.В.: Я не знаю, как дальше распорядятся правящий архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий и Святейший Патриарх Алексий II, но на ближайшее время план таков – икона будет находиться в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого женского монастыря.

Планируется ли выступление Патриарха?
В.В.: 20 июля Патриарх дважды будет общаться с прессой - по приезде в аэропорту и после встречи с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

21 июля после Божественной литургии Патриарх будет награждать церковными орденами многочисленную группу людей, после чего он обратится со словом ко всем присутствующим и всем жителем республики.

21 июля после молебна у стен Крестовоздвиженской церкви в Кремле состоится большая пресс-конференция Патриарха и Президента Татарстана.

Планирует ли Патриарх посетить остров Свияжск?
В.В.: В этот приезд - нет. Патриарх приезжает для празднования 450-летия Казанской Епархии и 1000-летия Казани, он также проведет здесь архиерейское совещание. Программа более чем насыщенная. К сожалению, времени для посещения острова Свияжска в этот раз нет. Но желание такое есть.

Если бы Патриарх решил посетить остров Свияжск, то там быстро отреставрировали бы все храмы...
К.К.: Я всегда говорю, что на все воля Божья: иногда отдаленный храм восстанавливается быстро, а находящийся в центре города реставрируется долгие годы… Поверьте мне, если бы на то была воля Божья, то остров Свияжск был бы восстановлен так же быстро, как Зилантов монастырь.

Я думаю, Богу угодно, чтобы сам народ это место поднял. Чтобы, с одной стороны, это было актом всенародного покаяния за прегрешения отцов наших, превративших эти святые храмы сначала в ГУЛАГ, а потом в психиатрическую больницу. А с другой стороны, чтобы и ценилось больше. Всему свое время, как говорит премудрый Соломон.

Что же касается восстановления, то заканчивается намыв дороги на остров Свияжск – дамба около 14 километров. Обещают с будущего года включить Свияжск в «Золотое кольцо» России.

В.В.: Я был бы очень рад, чтобы Свияжск ассоциировался не с тем чудовищным памятником Люциферу, который хотели поставить здесь после Октябрьской революции, а с той молитвой, которая звучит из стен мужского монастыря. 27,12 Kb

Отец Кирилл, существует фонд возрождения острова Свияжска?
К.К.: Уже три года существует Попечительский совет возрождения Свияжского монастыря, благодаря которому проводится немалая работа, – и по восстановлению братского корпуса, и по реставрации Сергиевского храма, и по замене окон и дверей Скорбященского собора. Попечительский совет решает и много задач, связанных с повседневной жизнедеятельностью монастыря.

«Сегодня, не ведая Бога истинного, люди опять ищут смысл жизни. Для помощи таким людям церковь делает все, что возможно»

Как священнослужители относятся к тем людям, которые в силу атеистического воспитания практически ничего не знают о христианстве, стыдятся этого и поэтому побаиваются приходить в храмы?
В.В.: Церковь делает абсолютно все, но делает мало для того, чтобы людей просветить. Действительно, верующими называют себя очень большое число россиян, но церковных людей в несколько раз меньше. И это поле деятельности для церковных миссионеров, цель проповеди которых заключается в том, чтобы люди вошли в церковную ограду. Люди хотят ощущать себя верующими, но что-то еще не сделали для этого. И в этом смысле церковные средства массовой информации могут сыграть решающую роль, потому что они являются тем «тиражным станком», который может растиражировать свидетельство – о красоте, глубине и нужности православной веры. Все, кто работает в церковной прессе, работают для того, чтобы свидетельствовать о правде Божьей, об истине. Только таким образом - через свидетельство - можно приобщить людей к вере. Первые шаги человека к вере должны быть подкреплены чьим-то свидетельством. Это пока еще не обработанное поле для деятельности миссионеров православной церкви.

К.К.: Мы живем в поразительном государстве, в котором старики - безбожники, в котором родители в большинстве своем не дают детям фундамента религиозного воспитания. Это и плохо, и хорошо. Поясню. Если ребенок, получив религиозное воспитание, потом по каким-то причинам «отойдет от церковной ограды», это плохо. А с другой стороны, дети сами делают свой выбор и приходят в храмы, приводят туда своих родителей, начинают вести духовный образ жизни. Это их выбор, их воля. И это хорошо.

Сегодня храмы Москвы полны людьми. И кого мы там видим? Три категории людей – либо это традиционные бабушки, либо интеллигенция, которая понимает, что православие – это великая сокровищница апостольской мудрости, в которую две тысячи лет величайшие мыслители вкладывали свои знания для того, чтобы передать их нам с вами. И третья категория людей, которая сегодня в храмах, – это молодежь.

Я согласен, что это большое поле для деятельности миссионеров. Но здесь есть проблема. Покойный митрополит Афанасий Пермский сетовал, что приходится ставить на приход священнослужителей, не получивших достаточного богословского образования. А что значит богословское образование – это пять лет семинарии и пять лет духовной академии. Полученные за десять лет знания священнослужитель затем всю свою жизнь передает своей пастве. А так как в советское время церковь находилась в гетто, не работали духовные учебные заведения, а потом вдруг разрешили все, и понадобились образованные священнослужители, то откуда их взять? Вот и приходится, немного подучив, ставить на приход просто верующих людей. Конечно, он может ответить далеко не на все вопросы прихожан, но, если хотя бы такого не поставить, то завтра туда придет какая-нибудь секта. А этот священнослужитель, не зная много, но он точно скажет, что знает. А он скажет: «Верую в единого Бога - Отца Вседержителя», расскажет о Вселенских соборах. Быть может, не очень тонко он сможет различить какие-то богословские выкладки, но на приходе, как правило, об этом и не спрашивают. Люди там нуждаются в самом обыденном - в повседневной поддержке, в слове утешения. Помните стихотворение «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо…»? Сегодня этот вопрос задают взрослые, которые всю жизнь прожили с одними идеалами, а теперь все они порушены. И сегодня, не ведая Бога истинного, люди опять ищут смысл жизни.

Поверьте мне, для помощи таким людям мы делаем все, что возможно. И люди идут в храмы, и многие принимают крещение. Кто-то просто прикоснулся к огромной духовной культуре, а кто-то задал себе вопрос, почему такие умные, талантливые, красивые молодые люди, как отец Мефодий, не устраивают себе красивую светскую жизнь, а отдают всего себя служению Господу. Ведь мы знаем, что слова назидают, а влекут примеры человека. Можно, ничего не говоря, совершить такой поступок, который произведет переворот в душах людей. И жития святых, которые являются для нас примером, в православных святцах рассказывают нам об этом каждый день.

А помните, в советское атеистическое время говорили, что в монастыри уходят слабые люди, те, которые не выдержали трудностей жизни…
К.К.: Есть много пословиц, с которыми тоже можно поспорить. Например, «в здоровом теле – здоровый дух». Не может быть равенства между душой и желудком…

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Если бы в миру знали, какие искушения ждут человека в монастыре, в монастырь не пошел бы ни один человек. А если бы знали, какие награды Господь уготовил людям, которые выбирают такой нелегкий путь служения Богу, то весь мир постригся бы в монахи…»

Что касается моего личного опыта, то, конечно же, это невероятно трудно. Сошлюсь на слова митрополита Кирилла: «Прихожане храма видят в священнослужителе советчика, а в монастырской жизни благословение настоятеля монастыря предполагается как безусловное послушание». Вот на этой идее и строится монашеская жизнь. Нет послушания – нет монастыря. Потому что человек, который будет сам творить свою волю, становится ответственным за свое духовное состояние, а настоятель монастыря является и молитвенником за всех живущих в монастыре, и воспитателем, и руководителем. Есть люди, которым нравится дисциплина, но не каждый это может выдержать. Но сегодня открываются монастыри по всей России. Мало того, россиян, желающих поселиться в русском монастыре на горе Афон, настолько много, что ограничивают их число.

Когда человек в зрелом возрасте принимает для себя решение - «я стал верующим, мое сердце уже отдано Богу», когда он говорит: «Господи, вот я весь твой! Господи, помилуй!», его разум и все то, что привнесено внешним, прожитым, даже сленг его еще остаются прежними. И в этом случае он начинает понимать Евангелие по-своему. Очень мудро сказал профессор Осипов, преподаватель духовной семинарии и академии: «Если Вы увидите человека, который говорит, что он живет по Евангелию, то это неумный человек». Потому что этот человек живет по своему пониманию видения Евангелия. Очень здорово, что у православной церкви помимо Вселенских Соборов и Церковного Писания есть придания, благодаря которым мы можем в своей жизни опираться на советы мудрых святой жизни людей.

На мой взгляд, наша церковь на сегодня - одна из самых миссионерских, потому что в Татарстане еще несколько лет назад было немного приходов, а сегодня действует восемь монастырей, меня в алтаре окружают молодые священнослужители, которые решили посвятить себя служению Богу и церкви. И это повсеместно.

Татарстан может делиться опытом взаимоотношения ислама и православия. Мы научились дружить друг с другом. Как сказал Президент республики, мы обречены жить вместе, и надо жить мирно. Наш опыт может пригодиться даже таким древним местам нашей планеты, как Иерусалим, где не могут прийти к миру много лет.

«Причиной исправления любых «кривых дорожек» может быть только покаяние»

31,86 KbВ России уже который год идет административная реформа. В Московской патриархии проходит нечто подобное?
В.В.: Дело в том, что в церкви давно существует то, к чему стремятся очень многие в миру: там есть строгая иерархия, есть единоначалие. И не надо ничего реформировать.

А интриги есть?
В.В.: Интриги – от грехов человеческих. Там, где есть интрига, там есть человеческий грех. Православная церковь – это общество грешных людей. Святые собираются в консерватории, а грешники ходят в церковь. Но это те грешники, которые знают, что они грешны. И они ходят в церковь для того, чтобы исправиться, чтобы победить этот грех. Вот что такое церковное сообщество. А грешники, которые не видят своих грехов, они не хотят исправляться. И в этом разница. Нет никого безгрешного, кроме самого Всевышнего.

К.К.: Почему-то даже образованные православные стесняются говорить, что церковь – это общество кающихся людей, которые понимают, что они больны, и которые готовы лечиться. Молитву «Господи, помилуй!» знают все. На мой взгляд, в ней заключена вся соль православия, потому что вся «загадка» в слове «помилуй», которое в переводе с греческого означает «масло». Именно «не прости», а «помилуй»! Вот мои душевные раны, излей елей своей милости на мое сердце! В этом смысле образы покаянной православной церкви – это бездонный кладезь для самой пытливой души, ума и сердца, воли и чувств человека.

В.В.: Когда причащается Святейший Патриарх Алексий II, тот, кто стоит на вершине пирамиды земного церковного сообщества, он говорит: «Я, не достойный архиерей, причащаюсь…» Он себя исповедует недостойным, кающимся архиереем. В православии нет непогрешимых. Это надо знать и помнить.

Это достоинство, недостаток или просто данность?
В.В.: Я считаю, что это и данность, и достоинство. Достоинство, потому что причиной исправления любых «кривых дорожек» может быть только покаяние. Другого способа исправления нет. Христа еще называют врачом всех врачей.

Отец Владимир, давно ли начала работу пресс-служба Московской патриархии, и каковы ее задачи?
В.В.: Пресс-служба действует с 1 января 2005 года. Одна из ее целей – объединение усилий церковных медиа-ресурсов. Задачу объединения всех наших усилий – миссионерской, организационной и экономической деятельности - Святейший Патриарх ставит и перед архиереями. В том числе и создание единого информационного поля.

Первый шаг пресс-службы – создание церковного портала www.patriarhiа.ru, который действует с 1 мая этого года. Этот портал дает в день от 10 до 30 новостей о жизни Русской православной церкви по всему миру, многие из новостей и фотографий являются эксклюзивными. Эти первые шаги ознаменованы и успехами, и «пробуксовками», но, думаю, через год это будет полноценный портал, в который смогут обратиться любые светские СМИ, любой человек для того, чтобы задать вопрос и найти ответ о православии.

Мы хотим, чтобы портал был обо всем – и о современном, и о нетленном, и о духовном, и том, что составляет суть православной церкви, - вероучении, догматике, и в том числе информация справочно-энциклопедического характера.

Второй шаг пресс-службы Московской патриархии мы связываем с присутствием церковного христианского взгляда на телеэкране. Если по статистике в России более половины населения – православные, то присутствия православного взгляда на телевидении всего полпроцента. Отсутствие духовного мироощущения создает некий дисбаланс во всем – и в мировоззрении людей, и в их нравственной позиции.

Один из телепроектов – спутниковый телеканал «Спас», который начнет свою работу с 1 сентября этого года. Руководитель проекта - Иван Демидов.

«В храме душа понимает, что она дома»

33,1 KbПожелания посетителям сайта от руководителя пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского:
В.В.: Я бы хотел, чтобы все люди, независимо от того, какой они национальности и какого вероисповедания, жили по определенному закону, который звучит во всех философских системах: не делай людям того, чего не хотел бы, чтобы они делали тебе. И наоборот, пожелай другому того, что бы ты хотел сам себе пожелать. Я считаю, что суть христианства заключается именно в этом.

Все мы очень устали от разного рода беззакония, непорядочности. Все мы хотим, чтобы был какой-то внутренний закон, какой-то порядок, канон, чин нашей жизни был. И если в качестве закона мы избрали для себя вот такие золотые правила нашей жизни, то не было бы многих гадостей, которые нас окружают теперь. Один из самых верных и прямых путей к этому – православие, которое этот закон утверждает всей своей жизнью и мыслями.

Пожелания от наместника Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумена Кирилла (Коровина):
К.К.: Я желаю, чтобы в минуту жизни трудную мы с вами помнили, проходя мимо храма, что это не место обличения и наказания, а это место исправления, поддержки и помощи. Чтобы знали, что есть специалисты и в области души, которые опираются не только на свои знания, но на мудрость от века родившуюся, и рассказывают об этой мудрости, и показывают, и помогают людям исправиться. Церковь – это дом Божий, это баня для омовения души. Если вам трудно, то в храме ваша душа встретит то, к чему она призвана, потому, как говорил Тертулиан еще в третьем веке, душа человека по рождению – христианка. И когда мы с вами заходим в храм, много не понимая и не зная, мы чувствуем, что душа вдруг начинает отзываться на дивные слова песнопения, душа вдруг начинает трепетать, когда мы смотрим на иконы. Вдыхая аромат ладана, наши органы и чувства отвечают взаимностью на эти призывы к вечности. Душа понимает, что она дома. И наша душа обретает утешение и успокоение. И причащаясь, человек, выражаясь по-церковному, получает спасение, на светском языке это – счастье, то, к чему стремится каждый из нас - к полноте жизни и бытия.


25 января на сайте информационного агентства «Татар-информ» стартовал новый проект под названием «Открытый Татарстан». Не только подписчики, но и все посетители сайта www.tatar-inform. ru могут стать участниками интернет-конференции. Еженедельно «Татар-информ» организует встречи с первыми лицами республики, авторитетными руководителями республиканского и муниципального уровня, представителями бизнес-элиты и знаменитыми людьми. Площадка «Открытого Татарстана» - это самые «горячие» темы и обсуждение актуальных новостей.


Руководитель проекта - известный казанский журналист Татьяна ЗАВАЛИШИНА.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2