news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Виталий НАУМКИН: «Разговоры о диалоге цивилизаций не принесут пользы, если не будут решены главные политические вопросы»

В конце 2006 года столицу Татарстана посетил директор Центра арабских исследований Института востоковедения Российской академии наук, один из создателей Центра арабских и исламских исследований, начавшего работу в Москве в ноябре минувшего года, доктор исторических наук Виталий Наумкин. О целях и задачах этой структуры, а также о содержании доклада, подготовленного по заказу ООН комитетом «Альянс цивилизаций» с ученым побеседовала корреспондент агентства «Татар-информ».

Виталий Вячеславович, ваш приезд связан с осуществлением очень интересного медийного проекта, расскажите об этом подробнее.
В.Н.: Как вы знаете, существует российский государственный спутниковый телеканал «Russia Today» («Россия сегодня»), который вещает на английском языке, рассказывая о России всему внешнему миру. Некоторое время назад родилась идея создать аналогичный телеканал на арабском языке. Ожидается, что он откроется в марте. Идея состоит в том, чтобы вести круглосуточное вещание из России на весь арабский мир. Канал будет транслировать новости, различные фильмы о России, развлекательные передачи, будут переводиться на арабский язык старые фильмы. Руководством телеканала мне предложено сделать документальный сериал «Россия и арабы».

Сериал подразумевает рассказы об истории, народах, памятниках, культуре, о религии, жизни людей в России сквозь призму связей поликонфессиональной Российской цивилизации с арабо-мусульманским миром. Первые серии посвящены начальному этапу взаимоотношений, когда в VII веке н.э. арабская армия пришла на Кавказ и постепенно установила контроль над Дербентом. В первый век по Хиджре (по мусульманскому календарю, соответствует VII-VIII векам григорианского календаря) в Дагестан переселилось 100 тысяч арабов, Дербент стал северным форпостом арабо-мусульманского мира.

Следующие серии посвящены Поволжью, первый фильм – Волжской Булгарии, воторой – Золотой Орде. Материал для этих фильмов мы сняли в Татарстане – в Казани, Елабуге, Билярске, Булгаре. В работе над фильмами мы опираемся на здешних специалистов, проводим интервью, встречи с археологами. Мы стремимся показать с широких гуманистических позиций, какой была эта культура, концентрируем внимание на том, как сюда дошел ислам, на процессе исламизации и на культуре. Это можно сделать через археологию, искусство, памятники материальной и духовной культуры. В то же время мы стараемся не влезать в исторические споры о том, «кто прав - кто виноват», не политизируем, не идеологизируем этот фильм. В числе прочего мы рассказываем о путешествии Ибн Фадлана, ведь в арабских странах об Ибн Фадлане известно очень мало. Мы хотим позиционировать Поволжье как очаг культурной преемственности Волжской Булгарии и Золотой Орды.

Это долгосрочный проект, серий будет очень много, в хронологическом порядке мы планируем рассказать зрителям о русских путешественниках, посещавших арабские страны, о русских паломниках, которые ездили к христианским святыням, о русских городах, в которых побывали арабские путешественники. При этом, в каждом городе я буду обязательно показывать современную мусульманскую общину. Планируется фильм по мусульманской Москве, по Нижнему Новгороду. В Татарстан наша съемочная группа вернется, когда будем рассказывать о российских мусульманских просветителях – Р.Фахретдине, Ш.Марджани и других. Параллельно будем снимать серии о том, как работали российские посольства и консульства в арабских странах, о том, как совершали хадж в XIX веке российские мусульмане.

В ноябре 2006 года было завялено об организации Центра арабских и исламских исследований, почетным президентом которого стал Минтимер Шаймиев. Расскажите о целях создания и ближайших планах этой организации.
В.Н.: Смысл начинания состоит в том, чтобы в рамках негосударственной некоммерческой организации объединить разрозненные интеллектуальные силы в области исламских исследований. Сейчас у нас наблюдается некий раскол: с одной стороны есть специалисты религиозных структур, которые смотрят на проблемы ислама «изнутри», и ряд научных институтов, так или иначе связанных с изучением наследия ислама. Мы хотим объединить существующие силы, тем самым привлечь внимание к судьбе исламских и арабских исследований, найти соответствующее финансирование.

Лично я считаю, что любой религией должны заниматься люди, которые могут посмотреть на нее со стороны как на объект исследования, то есть светские ученые, за некоторыми исключениями. Но, как ни странно, специалистов по мусульманскому праву при советской власти было больше, чем сейчас. Мы видим, что светских специалистов старой школы становится с каждым годом все меньше, а для молодого человека стимулов учиться нет. Ведь для того чтобы стать специалистом, нужно учиться, грубо говоря, 20 лет. Естественно, при том уровне зарплат молодых ученых, при отсутствии спонсорской помощи, нет возможности привлекать молодых людей к науке. Сегодня практически не развивается исследование мусульманской философии, изучение исламских стран. Мы ставим своей целью проводить конференции, семинары, финансировать научные исследования на основе конкурсов. Мы хотим, чтобы молодой человек мог получить поддержку российских структур, международных структур, мусульманских стран, к примеру, получил грант на обучение исламскому шариату (законоведению) в течение 7-8 лет.

В наших планах - найти способы «продвигать» исследования по определенным отраслям, например, мусульманскому праву, страноведению, изучению наследия исламских мыслителей. Один из первых наших проектов - издание «Золотой библиотеки ислама». Отобрано 20 ключевых произведений, ознакомившись с которыми широкий читатель смог бы получить представление об исламе и мусульманской культуре. В «Золотую библиотеку ислама» войдут труды Ибн Рушда, Аль-Газали, Ибн Араби, имама Бухари. Планируется начать работу по переводу наследия исламских мыслителей.

Мы подчеркиваем две особенности нашего центра: первое – он светский, не религиозный, у нас нет приверженности к догмам, и второе – он поликонфессиональный, то есть здесь работают представители разных конфессий.

В чем значение того, что почетным президентом центра было предложено стать Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву?
В.Н.: Минтимер Шарипович согласился быть почетным президентом центра, и мы надеемся, что его поддержка придаст стимул нашему движению за объединение сил.

Вообще создание центра - это не политический шаг, и мы бы хотели, чтобы оно не несло политической окраски. Мы не выполняем ничей политический заказ, не работаем ни на оду политическую партию, но работаем в союзе с государством. Как неправительственная некоммерческая организация мы имеем наблюдательный совет, в составе которого представители МИД РФ, Совета Федерации и других структур. Мы попросили Минтимера Шариповича занять пост почетного президента центра как человека, который представляет ведущую мусульманскую народность в России, главную мусульманскую составляющую страны, так как татары - самый многочисленный мусульманский народ России. В этом смысле Минтимер Шаймиев является лицом российских мусульман.

Вы участвовали в работе экспертной группы – комитета международного проекта «Альянс цивилизаций» под эгидой Организации объединенных наций, которая подготовила доклад с рекомендациями по налаживанию диалога между западом и исламским миром. Последуют ли за проделанной теоретической работой и практические шаги?
В.Н.: Действительно, по итогам напряженной работы в течение более чем одного года в рамках «Альянса цивилизаций» был подготовлен документ, который экспертная группа передала тогда генсеку ООН Кофи Аннану, премьер-министрам Испании и Турции Хосе Луису Родригесу Сапатеро и Реджепу Тайипу Эрдогану. Текст документа выложен на сайтах «Альянса Цивилизаций» и ООН. На мой взгляд, документ очень интересный, взвешенный, продуманный.

В нем содержится предложение создать специальный секретариат, который вел бы работу в рамках проекта «Альянс цивилизаций» на постоянной основе. По сути, работа «Альянса» как глобальной международной программы должна начаться только сейчас. Представители наций должны разобраться, что из доклада пригодится, что нет. Мы рассчитываем, что инициатива получит поддержку. Разумеется, чудес на свете не бывает: мнение 20 экспертов не может сию минуту повлиять на глобальную ситуацию, тем не менее, данный проект – дополнительное привлечение внимания к проблеме.

Что касается содержания доклада, «Альянс» исходил из того, что существует конфликт между исламским миром и западом. Этот конфликт отравляет атмосферу, создает нетерпимость с двух сторон и может подорвать нормальное существование сотен миллионов людей в мире. С этим нужно что-то делать. Мы пришли к выводу, что разговоры о диалоге цивилизаций не принесут пользы, если не будут решены главные политические вопросы: в первую очередь, это арабо-израильский конфликт и иракская проблема. Арабские представители подчеркивали значимость внутримусульманского диалога, который нужно было бы развивать самим мусульманам в рамках исламского мира. Рекомендации посвящены проблемам иммигрантов, образования, средств массовой информации, молодежи, исламофобии.

Считаете ли вы, что благодаря работе «Альянса цивилизаций» и другим международным инициативам в ближайшие месяцы возможен перелом в кризисе, который назрел между западом и исламским миром? Какую роль в этом вы отводите России?
В.Н.: Переломить ситуацию очень сложно, можно лишь очень медленно ее исправлять и не допускать дальнейшего обострения - находить механизмы для урегулирования кризиса, использовать потенциал людей, которые работают в этой сфере. У России есть внутренний стимул к тому, чтобы с одной стороны не допускать распространения враждебности на своей территории, с учетом того, через какой опыт мы прошли в 1990-е годы. С дугой стороны, есть очень благородное мощное наследие толерантного сосуществования. Почему бы не использовать этот опыт, не пропагандировать его? У нас есть внутренний позыв к тому, чтобы Россия позиционировала себя как государство толерантности. Мы можем влиять на международную ситуацию.

Беседовала Диляра РАХИМОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400