news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

В театре Камала перемены – Ильгизу Зайниеву добавили обязанностей

Теперь за Ильгизом Зайниевым «искусство плюс общее руководство»

Читайте нас в

В этот четверг стало известно о кадровых изменениях в казанском театре Камала. На пресс-конференции, посвященной проведению фестиваля «Науруз», директор театра Ильгиз Зайниев выступил в качестве его художественного руководителя. Об этом журналисты узнали случайно – по надписи на табличке спикера. О том, что все это значит, – в материале «Интертата»

В театре Камала перемены – Ильгизу Зайниеву добавили обязанностей
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

У театра Камала нет директора – есть художественный руководитель и главный режиссер

«Как было оговорено, так и стало: с 15 мая я художественный руководитель. По уставу у театра теперь есть художественный руководитель. Худрук – это человек, ответственный и за художественную часть, и за финансы», – прокомментировал Ильгиз Зайниев свое новое назначение журналистам.

Таким образом, по обновленному уставу у театра Камала теперь есть художественный руководитель и главный режиссер, а директора нет. Художественный руководитель назначается органом, учредившим театр, то есть Министерством культуры РТ. Ильфир Якупов становится первым заместителем художественного руководителя, Фарид Бикчантаев остается главным режиссером.

Юридический адрес театра по уставу: улица Хади Такташа, дом 74.

Художественный руководитель обеспечивает административно-хозяйственную деятельность театра, определяет план его работы, утверждает репертуар, эскизы-макеты спектаклей, назначает сроки их выпуска. Одним словом, решает все вопросы, касающиеся творческой деятельности. В уставе ничего не говорится о том, должен ли он выпускать спектакли. Это – дело его чести, так понимаем.

Фото: © Рузиля Мухамметова / «Татар-информ»

Художественный совет театра также возглавляет худрук, главный режиссер в этом случае является его заместителем. Последний тоже назначается органом, имеющим полномочия учредителя, то есть министерством.

Главреж осуществляет творческое руководство персоналом и артистами по новым постановкам, при обновлении спектаклей и показах репертуарных постановок, обеспечивает художественный уровень спектаклей в стационаре и на гастролях…

Как следует из устава, Фарид Бикчантаев теперь частично свободен от ответственности за художественную составляющую театра. Он может передать руководство своему ученику и заниматься только творчеством и педагогикой. С этого года Фарид Рафкатович начинает преподавать в ГИТИСе, то есть благодаря изменениям в руководстве театра он сможет больше времени уделять педагогической деятельности. В этом году набирается курс в его актерско-режиссерскую мастерскую. Предполагается заочное обучение, студенты будут проводить много времени в театре со своим наставником. Сессию будут сдавать в Москве. В настоящее время в театре проходят консультации.

В этом году Фарид Рафкатович выпустил курс в Казанском театральном училище – он в полном составе будет принят в театр Камала. Кроме того, в театре работают отобранные им стажеры. Одним словом, у главного режиссера есть возможность практически полностью посвятить себя воспитанию нового поколения актеров и режиссеров.

«Если театру будет нужно, готов исчезнуть»

Ильгиз Зайниев свои дальнейшие планы пока не раскрывает.

Было совершенно ясно, что театру Камала нужны новое дыхание, новый взгляд. Но новое дыхание и новый взгляд не возникают автоматически с переездом в новое здание. Сможет ли Зайниев собрать труппу в один кулак и удержать академический театр на том же уровне / поднять на новую высоту (можете выбрать глагол, который вам нравится, в зависимости от того, как вы оцениваете нынешнее положение театра)?

Значит, сегодня Камаловский театр полностью укомплектован. Почти полностью... Потому что если есть главный режиссер, должны быть и неглавные. Пока у нас есть только Айдар Заббаров. Хотя Лилия Ахметзянова, которая до этого работала в Казанском ТЮЗе, сейчас стала режиссером в Камаловском. Скоро выйдет ее первая работа в этом театре – спектакль-променад.

А с Заббаровым определенности пока нет. Он же примет в будущем Тинчуринский театр? Ой, пока главным режиссером там числится Туфан Имамутдинов, предполагать что-либо по этому поводу нельзя. Или же Айдар пока выберет путь свободного творца и продолжит выпускать спектакли, в том числе в Камаловском и других театрах?

Фото: © Рузиля Мухамметова / «Татар-информ»

Что ожидает театр кукол «Экият», благодаря Ильгизу Зайниеву ставший обладателем «Золотой маски»? Слышала, что Ильгиз Газинурович в этом сезоне выпускает там спектакль по сказке «Белоснежка и семь гномов»…

А сегодня (23 мая, – прим. Т-и) мы поздравляем единственного режиссера – обладателя «Золотой маски» в Татарстане Ильгиза Зайниева с днем рождения!

P. S. Свое первое интервью после назначения директором театра Камала Зайниев дал «Интертату». Один вопрос и ответ на него из этой беседы:

– Мне понравилось, как ты сказал на юбилее театра «Экият» – что ты можешь повернуться к труппе спиной, зная, что никто не выстрелит тебе в спину. Ты можешь и в данном случае повторить эти слова? Или, может быть, думаешь, что через некоторое время сможешь.

– Перефразируя стихи Тукая о народе: Камаловский – он огромный и великий. Здесь ситуация немного другая. Но все же встать спиной не боюсь. Даже если найдутся те, кто захочет выстрелить мне в спину, тех, кто ударит таких по руке, тоже будет немало, я считаю. Я родился в этом театре, вырос здесь, и если театру будет так нужно, готов здесь же и исчезнуть. Камаловский театр превыше всех нас.

Рузиля Мухамметова, «Интертат», перевод с татарского

Зайниев Ильгиз Газинурович
Художественный руководитель театра им. Камала и театра кукол «Экият», депутат Госсовета РТ VII созыва

Родился 23 мая 1987 года в д. Карасу Аксубаевского района Татарстана.

В 2008 году окончил Казанский государственный университет культуры и искусств и был принят в труппу Татарского государственного Академического театра им. Камала. В 2013 году окончил режиссерский курс Казанского государственного университета культуры и искусств. 

Еще в студенческие годы начал активно писать для театра. Дебютировал как драматург в Уфимском татарском драматическом театре «Нур» с пьесой «Свободные сердца» в 2005 году. Всего по его пьесам в республиканских и российских театрах, а так же за рубежом, идут около 50 спектаклей на казахском, уйгурском, азербайджанском, русском, марийском и башкирском языках.

Трудовую деятельность в театре кукол «Экият» начал в 2019 году в качестве главного режиссера. В 2020 году назначен художественным руководителем театра.

С 2025 года – директор, с 15 мая 2025 г. – художественны руководитель Татарского государственного академического театра им. Камала.

В сентябре 2024 года избран депутатом Государственного Совета Республики Татарстан седьмого созыва.

Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
Лауреат Республиканской премии им. Джалиля. Номинант национальной театральной премии «Золотая маска». Несколько раз становился лауреатом и призером конкурса «Новая татарская пьеса». 

news_right_1
news_right_2
news_right_3
news_bot