news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Татарстане в текущем году в сфере строительства выявлено 276 преступлений экономической направленности

(Казань, 3 октября, «Татар-информ», Наталья Рыбакова). 276 преступлений экономической направленности в сфере строительства выявлено сотрудниками правоохранительных органов Татарстана за девять месяцев текущего года.

Для сравнения, за аналогичный период прошлого года в сфере строительства в республике было выявлено 248 преступлений. Об этом сообщил сегодня на брифинге в МВД РТ заместитель министра внутренних дел РТ Рафаиль Гильманов.

В числе выявленных преступлений 182 относятся к категории тяжких. Всего направлено в суд 243 уголовных дела. Общая сумма причиненного материального ущерба составила 284 млн. 832 тыс. руб. Всего возмещено 233 млн. 729 тыс. руб.

Рафаиль Гильманов также сообщил, что на сегодняшний день в Татарстане насчитывается более 4 тысяч строительных фирм и предприятий. В отрасли трудятся почти 150 тысяч человек, ее обслуживают около 300 проектно-изыскательских учреждений, более 200 предприятий по производству материалов.

На условиях долевого участия в республике строятся 214 жилых домов и 327 домов - в Казани. Кроме того, по социальной ипотеке строятся 27 жилых домов в Казани и 149 - в городах и районах республики.

По словам заместителя министра внутренних дел РТ, особое внимание правоохранительные органы республики уделяют контролю над ходом реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

«В последнее время в нашей стране широкое распространение получило долевое участие людей в строительстве», - сказал Рафаиль Гильманов. Однако совместное инвестирование до 2005 года так же, как и ипотека, не имели законодательного регулирования. Люди, выполнившие свои обязанности по договорам инвестирования и вложившие деньги в строительство жилья, никакой правовой защиты не получали, за исключением права обжалования неправомерных действий в гражданском суде.

По словам Рафаиля Гильманова, чтобы привлечь как можно больше средств вкладчиков, мошенники предлагают построить квартиры по цене ниже среднерыночной, регистрируют инвестиционные фирмы для аккумулирования денег инвесторов, но сами финансовыми средствами для жилищного строительства не располагают. Появляются так называемые «жилищно-финансовые» пирамиды, внешне схожие с финансовыми пирамидами 90-х годов. Руководители строительных компаний, понимая, какую крупную выгоду они могут извлечь из привлечения денежных средств субинвесторов - физических и юридических лиц, занялись обманом последних. Получив чужие деньги, используют их в личных корыстных целях и не выполняют договорных обязательств. В результате тысячи людей, продавших старое жилье, чтобы приобрести новое, его не получили, потеряли свои деньги и квартиры.

«Выявить, раскрыть и расследовать преступления, связанные с долевым участием в строительстве, в том числе с использованием так называемых «жилищно-финансовых пирамид», достаточно трудно», - сказал заместитель министра внутренних дел РТ. Во-первых, договорные отношения составляются таким образом, чтобы в дальнейшем мошенник мог представить свои незаконные действия (невыполненные обязательства по представлению людям квартиры, а также отказ вернуть вкладчику его деньги) не как криминальные, а относящегося к сфере гражданско-правовых отношений. Следовательно, все претензии по этому поводу должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства.

Зачастую используется модель предварительного договора. В нем застройщик обязуется заключить с физическим лицом договор купли-продажи квартиры, когда дом будет построен, однако деньги за будущую квартиру гражданин вносит уже сейчас, несмотря на то, что по такому договору застройщик принимать деньги не имеет права. Или, например, заключают договор не на инвестирование строительства жилья, а на иную совместную инвестиционную и коммерческую деятельность с «бронированием» жилой площади в каком-либо доме. Вопросы, касающиеся условий получения квартиры, причем с множественными оговорками, нередко указываются в конце текста договора и печатаются мелким шрифтом. Многие потерпевшие полностью доверяют контрагентам и подписывают документ, не прочитав его.

Во-вторых, оформляются долгосрочные договоры (минимум на два-три года, а то и более лет). При этом в документах не указаны конкретные сроки предоставления квартиры. Поэтому обман обнаруживается спустя длительное время после заключения догора, а в правоохранительные органы потерпевшие обращаются уже после того, как их иски рассмотрены гражданским судом. За это время преступники успевают уничтожить все документы о передвижении денежных средств, полученных от вкладчиков, либо перевести их на счета подставных, фиктивных фирм, в том числе зарубежных, снимают деньги и скрываются от следствия.

В-третьих, процесс сбора доказательств вины фигурантов довольно сложный (за исключением очевидных фактов, когда полученные от граждан деньги не приходуются, в банк не сдаются и на расчетный счет посреднической или фирмы застройщика не перечисляются).

Как правило, мошеннические действия при долевом участии в строительстве - это многоходовая операция. Чтобы доказать, что деньги вкладчиков похищены, в том числе путем нецелевого их расходования, необходимо проводить тщательную предварительную проверку и большой объем работы в ходе расследования с привлечением специалистов бухгалтеров-ревизоров и инженеров-строителей. Кроме того, необходимо получить убедительные доказательства того, что умысел руководителей компании или фирмы, заключающей с гражданами договора о долевом участии в строительстве, был направлен именно на хищение чужих денежных средств.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400