news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казанском Кремле обсудили состояние антикоррупционного образования в РТ

(Казань, 20 июня, «Татар-информ», Булат Сруров). Очередное заседание Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики прошло сегодня в Представительском корпусе Казанского Кремля. В заседании принял участие руководитель Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов.

Ключевым вопросом повестки дня стало изучение состояния антикоррупционного образования в республике. Ведущий заседания - заместитель председателя Совета и начальник отдела по реализации антикоррупционной политики РТ Шамиль Давлетгильдеев отметил, что антикоррупционная стратегия должна присутствовать в учебных планах вузов (особенно тех, где ведется подготовка специалистов государственной гражданской службы), а также в общеобразовательных учреждениях. Однако исследования показывают, что соответствующие курсы в той или иной мере имеются лишь в тех институтах и университетах, где идет подготовка юристов и управленцев. В прочих вузах, средних специальных учебных заведениях и в системе общего образования антикоррупционная тематика практически выпала из педагогического и воспитательного процессов, подчеркнул Шамиль Давлетгильдеев. Он напомнил, что в соответствие с законодательством РТ организация антикоррупционного образования была возложена на Министерство образования и науки Татарстана, которое во взаимодействии с иными субъектами антикоррупционной политики должно было изучить способы внедрения нового направления гуманитарного обучения на все уровни образования, включая дошкольное.

Выступая перед участниками заседания, министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов доложил, что во исполнение нормативно-правовых актов, в возглавляемом им министерстве была разработана специальная программа, в которой обозначены две ключевые задачи: систематизация условий, способствующих возникновению коррупционных явлений в сфере образования, и разработка мер, направленных на предупреждение и ликвидацию коррупции в обществе посредством воспитания учащейся молодежи в качестве «коррупционно устойчивых личностей».

В своем выступлении министр сделал упор на необходимости борьбы с коррупцией в самой системе образования, поскольку невозможно вырастить будущего специалиста в духе честности и справедливости, если он каждодневно будет сталкиваться с не чистыми на руку преподавателями и профессорами. По данному направлению Минобрнауки РТ изучило все потенциальные места возникновения фактов взяточничества в системе образования и разработало перечень мер, способных нивелировать эти риски. Так, по мнению Раиса Шайхелисламова, решить проблему коррупции среди заведующих детскими дошкольными учреждениями (когда детей устраивают в детские сады за определенное вознаграждение от родителей) можно повсеместным внедрением платных групп кратковременного пребывания детей, открытием внебюджетных групп на коммерческих началах. В сфере высшего профессионального образования он рекомендовал перенять опыт зарубежных стран, когда лекции и занятия по практике ведут одни преподаватели, а экзамены принимают другие педагоги - члены аттестационных комиссий. «Необходимо создать в Татарстане межвузовские экзаменационные центры, которые позволят оторвать процесс обучения от сдачи экзаменов», - предложил Раис Шайхелисламов.

Касательно непосредственного поручения Министерству образования и науки республики (а именно, организации процесса антикоррупционного образования), глава ведомства сообщил, что видит в качестве ключевого центра по разработке соответствующей учебно-методической базы Институт развития образования РТ, который готов к началу следующего учебного года подготовить 17 тематических пособий. В числе других предложений, высказанных министром, – вовлечение в процесс обсуждения методов борьбы с коррупцией самих школьников и студентов, которые могут высказать нестандартные подходы в решении данной проблемы. Он привел в пример одну из школ Приволжского района Казани, которая выпускает журнал по антикоррупционной тематике, причем авторами многих статей являются сами учащиеся.

Заслушав доклад Раиса Шайхелисламова, ведущий заседания Шамиль Давлетгильдеев попросил своих коллег по Совету не затрагивать проблему коррупции в образовании в целом (которая имеет широкий и разноплановый характер), а акцентировать свое внимание на предложениях узкого плана – как внедрить антикоррупционную тематику в учебный процесс.

Первым на призыв заместителя председателя Совета откликнулся декан юридического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права Павел Кабанов. По его мнению, в нормативно правовых актах, регламентирующих антикоррупционную деятельность в РТ, прописан исчерпывающий перечень мероприятий, который следует претворить в жизнь ответственному министерству. Он также отметил, что в выступлении министра не ставился основополагающий вопрос: кто будет готовить специалистов, которые будут вести «антикоррупционные» курсы лекций. Павел Кабанов предложил первоначально подготовить 10-15 кандидатов и докторов наук по данной тематике. «Считаю, что антикоррупционное образование в полном объеме необходимо возложить на юридические вузы», - подчеркнул он.

Директор Центра аналитических исследований и разработок Александр Салагаев добавил, что помимо преподавателей-юристов, соответствующие курсы могли бы вести и социологи, в частности те, которые специализируются на конфликтологии. Он предложил также ввести государственный заказ на подготовку специалистов антикоррупционной направленности.

О возможностях для внедрения антикоррупционного образования в системе средних специальных учебных заведений членам Совета рассказала член рабочей группы, председатель Республиканского методического объединения Лиля Мусина. Она доложила, что в рамках существующих учебных программ техникумов, колледжей, лицеев и ПТУ несложно, действуя в рамках законодательства, выделить время для включения специальных курсов. «Главное, создать среду, при которой студенты придут к выводу, что жить антикоррупционно сегодня стало модным и выгодным», - подчеркнула Лиля Мусина.

По итогам обсуждения члены совета приняли решение предложить Минобрнауки РТ в кратчайшие сроки запустить механизмы антикоррупционного образования в практику, что должно способствовать формированию прогрессивного мировоззрения у подрастающего поколения.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
news_bot_970_100