news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани показали претендующего на «Оскар» иранского «Коммивояжера»

Фильм Асгара Фархади уже получил два приза в Каннах – за лучшую мужскую роль и за лучший сценарий.

В Казани показали претендующего на «Оскар» иранского «Коммивояжера»

(Казань, 11 февраля, «Татар-информ», Эльза Кузнецова). В казанском Центре современной культуры «Смена» сегодня состоялся показ фильма иранского режиссера, обладателя «Оскара» Асгара Фархади «Коммивояжер» (Иран – Франция, 2016). В российский прокат картина вышла 2 февраля.

Перед началом просмотра вступительную речь произнес заместитель директора театра Камала по маркетингу и PR Ильшат Латыпов, в прошлом – программный директор Казанского фестиваля мусульманского кино. Он познакомил зрителей с современным состоянием иранского кино и вкратце рассказал о биографии режиссера и его достижениях. «Коммивояжер» получил призы в Каннах за лучшую мужскую роль (Шахаб Хусейн) и за лучший сценарий (сам Асгар Фархади). Кроме того, картина была номинирована на «Золотой глобус» и претендует на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

Действие картины разворачивается стремительно. Герои, Эмад и Рана, живут в Тегеране. Их жизнь кажется относительно безоблачной: он учитель, она домохозяйка, у них много планов, оба увлекаются игрой в театральной труппе и репетируют спектакль по знаменитой пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера» (1949).

В фильме нет обстоятельной экспозиции, зритель сразу оказывается в самой гуще семейных конфликтов. Супругам предстоит срочный переезд, однако новое жилье оказывается с историей – раньше там жила проститутка, у которой было много клиентов. Однажды Рана открывает дверь незнакомому мужчине, думая, что по лестнице поднимается ее муж, и уходит принимать душ. Через несколько секунд зритель видит кровь на лестнице и на полу квартиры, а в следующей сцене избитая Рана оказывается в больнице с перевязанной головой.

Однако режиссер не делает центральным моментом картины расследование преступления: хотя детективные элементы занимают в «Коммивояжере» заметное место, но не они вызывают основной интерес режиссера. По мнению кинокритиков, постоянная тема Фархади в этой картине – это семейный разлад, исследование невидимой ржавчины, которая разъедает отношения между близкими людьми настолько сильно, что в однажды они с оглушительным треском рушатся. Показанная в самой первой сцене трещина – символ этих разрушенных отношений. А нападение становится лишь катализатором, который ускоряет распад.

Главному герою предстоит сделать нелегкий выбор – наказать обидчика жены или простить его. И лишь милосердие Раны, которая прощает старика, позволяет сохранить и брак. Эмад, послушав жену, решает отпустить человека, оскорбившего ее достоинство. И происходит это не столько из-за того, что он безумно любит супругу, а потому, что месть не приносит заметного облегчения его опустошенной душе. В финале картины режиссер оставляет героев наедине с собой, показывая их слабыми и беспомощными.

«Фильм про моральный выбор, моральную дилемму. Мне кажется, что главный герой все сделал правильно, нужно было наказать злодея. У женской стороны будет свой взгляд. Наверное, они думают, что нужно было простить обидчика», – подвел итог просмотру Латыпов.

И на самом деле, мнения в зале разделились практически поровну – в основном, в соответствии с гендерной принадлежностью зрителей. Некоторые даже увидели в картине безысходность и невозможность сделать выбор при кажущейся альтернативе. «Зрителю приходится самому размышлять, додумывать, фантазировать. В этом прелесть кинематографа. Задача искусства – ставить вопросы, а не отвечать на них», – резюмировал ведущий. Он также рекомендовал для просмотра картины других иранских культовых режиссеров: Муджида Муджиди, Самиры Махмальбаф, Джафара Панахи.

К слову, новый фильм иранца Асгара Фархади вышел в прокат в России как раз в тот момент, когда в Соединенных Штатах вокруг фигуры его творца разгорелся скандал. В конце января «Коммивояжер» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». А спустя несколько дней вступил в силу закон, который на 90 дней запрещает въезд в США граждан семи мусульманских стран, в том числе и Ирана. Таким образом, Фархади и другие члены съемочной группы не смогут побывать на церемонии вручения премии Американской киноакадемии в Лос-Анджелесе, которая состоится 24 февраля. В прессу начали просачиваться сообщения, что для Фархади может быть сделано исключение. Но сам режиссер положил конец этим слухам, заявив, что в сложившихся обстоятельствах не видит необходимости ехать в Америку.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2