Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Казани обсудили перспективы создания системы национальных общин
(Казань, 10 июня, «Татар-информ», Руслан Мухамедшин). Проблемы создания системы махалля (общин) обсуждали сегодня члены комиссии по делам религии при Исполкоме Всемирного конгресса татар на своем заседании в НКЦ «Казань».
В мероприятии приняли участие: председатель Исполкома ВКТ, председатель комиссии Ринат Закиров, глава Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин, первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла хазрат Якупов, заместитель верховного муфтия ЦДУМ России и европейских стран СНГ Альбир хазрат Крганов, ректор Российского исламского университета, доктор политических наук Рафик Мухаметшин, заместитель председателя Исполкома ВКТ, доктор исторических наук Дамир Исхаков, представители общественных организаций и религиозных объединений.
Открывая заседание, Ринат Закиров отметил, что вот уже 2 года представители Совета муфтиев России и ЦДУМ России и европейских стран СНГ собираются за столом переговоров с тем, чтобы обсудить насущные проблемы ислама в России, оставив в стороне возникавшие в прошлом противоречия. По его словам, сегодня все понимают, что без религиозной основы татарская нация, как и любая другая, не сможет сохраниться в условиях глобализации и ассимиляции. «Когда татары потеряли свою государственность, естественным путем возникла система общин, которая помогала сохранить свою религиозную и национальную идентичность», – отметил Ринат Закиров. Он также добавил, что махалля в отдельных регионах сумела сохраниться и в советское время, к примеру, в знаменитом селе Шыгырдан Батыревского района Чувашии.
По мнению председателя Исполкома ВКТ, реализуемая сегодня в нашей стране муниципальная реформа могла бы стать подспорьем для создания системы махалля. В городских условиях, отметил он, можно было бы использовать возможности создаваемых кондоминиумов и управляющих компаний. Не лишним было бы, по словам Р.Закирова, изучить опыт по созданию махалля в местах компактного проживания татар на территории России (Нижний Новгород, Иваново), а также зарубежный опыт, в первую очередь, общины татар Финляндии. Последняя, к слову, использует всевозможные механизмы по сохранению национальной идентичности, культуры, языка: воскресную школу и детский сад, курсы по основам религии, летние лагеря, молодежное движение, спортклуб и т.д.
«Нам необходимо понять, что татарин с момента рождения до самой смерти должен чувствовать защиту своей общины, – подчеркнул Ринат Закиров. – Ведь жизнь – это не только песни и танцы. Религиозная община должна протянуть своим членам руку помощи». Как отметил руководитель Исполкома ВКТ, до революции в среде богатых и зажиточных татар было принято жертвовать средства на благотворительные цели. «Состоятельные татары наших дней должны брать с них пример, – выразил мнение Р.Закиров. – Если мы вовремя не возродим общины, если будем возлагать все надежды исключительно на мечети, то не сумеем сохранить татарскую нацию. Возрождение махалля должно стать на первое место в деятельности религиозных организаций».
В ходе заседания перед членами комиссии выступил ректор РИУ Рафик Мухаметшин. «В вопросах возрождения ислама создание махалля должно стать для нас главным. На смену 90-м годам, периоду бурному и во многом эмоциональному, пришли другие времена, – отметил Р.Мухаметшин. – Сегодня меняется интерес и к вопросам религиозного возрождения». Ректор РИУ выделил несколько основных проблем в данной сфере. Говоря о состоянии системы религиозного образования, он подчеркнул, что сегодня отсутствует единая методология обучения, что зачастую затрудняет определение направленности учебных заведений. Кроме того, по его словам, по своему социальному статусу религиозные деятели тоже весьма различаются. «В деревнях имамы не имеют религиозного образования, но сохраняют испокон веков существующие национальные мусульманские традиции, – отметил Р.Мухаметшин. – Вместе с тем, к сожалению, религиозные деятели не изучают теологию и другие светские науки, а интересуются лишь обрядовой стороной ислама».
Другая проблема, по мнению ректора исламского вуза, заключается в отсутствии развитой издательской деятельности: ощущается острая нехватка учебников для российских мусульман, существует дефицит сочинений знаменитых татарских богословов прошлого. Кроме того, отметил он, в татарской прессе мало внимания уделяется аналитическим и теоретическим материалам по исламской проблематике.
Немаловажную роль, подчеркнул ректор РИУ, в вопросе религиозного возрождения играет позиция национальной интеллигенции. «Сегодня в среде татарской интеллигенции религия рассматривается только лишь как одно из проявлений культуры. Интеллигенция смотрит на нее не как на законченную систему ценностей, а только как на философскую идею, – сказал он. – И если в начале 90-х годов отношение к религиозному возрождению имело комплиментарный характер, то сегодня оно уже имеет скептическую окраску. А ведь до революции татарская интеллигенция была еще и мусульманской интеллигенцией».
Говоря о финансовом положении религиозных организаций, Р.Мухаметшин выразил мнение, что сегодня не надо рассматривать единственным источником дохода лишь помощь государства, необходимо искать новые подходы, обратиться к опыту зарубежных татарских диаспор, которые осуществляют свою деятельность совершенно самостоятельно. «Сегодня мы не имеем возможности возродить махалля в городских условиях, основываясь на классических принципах. Обращаясь к опыту татар Финляндии, можно сказать, что их махалля – это скорей общественная организация, где очень важное место занимает религия, – подчеркнул ректор РИУ. – Поэтому, возможно, необходимо усилить религиозный компонент в национально-культурных организациях татар в местах их компактного проживания в различных регионах».
В своем выступлении первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла Якупов выразил мнение, что слепое подражание деятельности зарубежных диаспор не всегда конструктивно. «Они развивались в других условиях. Ведь мы не эмигранты, мы у себя на родине, – сказал он. – Поэтому не всегда полезно копировать европейский опыт в данном вопросе».
Участники встречи обменялись мнениями по вопросу, вынесенному на повестку дня. Историческими сведениями по рассматриваемой проблематике поделились ученые, принимавшие участие в заседании, в частности Дамир Исхаков. Известная общественная деятельница Фаузия Байрамова, выступая перед собравшимися, заметила, что сегодня махалля призвана выполнять еще и защитные функции – «отражать нападки на ислам, которые имеют место в российском обществе».
Как отметил в интервью СМИ председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, деятельность комиссии по делам религии при Исполкоме ВКТ имеет большое значение для возрождения ислама в РФ. По его мнению, татарские общины, прежде всего, необходимо создавать в местах компактного проживания татар, либо на территории Татарстана. А вот в таком многонациональном мегаполисе, как Москва, по его словам, невозможно, да и бессмысленно объединиться в махалля людям, пусть и исповедующим одну религию, но имеющим различный менталитет и культурные особенности.
По итогам обсуждений члены комиссии утвердили резолюцию. Среди задач комиссии на ближайшее время, согласно документу, названы: создание махалля в селах и городах, где есть мечети; в условиях реализации муниципальной реформы определить возможные механизмы финансирования общин; изучить опыт регионов РФ и зарубежных диаспор в этом вопросе; создать примерный проект устава для махалля и другие.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»