news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Госсовете РТ обсудили вопрос доступности образования для сельских школьников

(Казань, 25 января, «Татар-информ», Зуфар Давлетшин). Сегодня в Госсовете РТ состоялись парламентские слушания, посвященные вопросу доступности качественного образования для сельских школьников.

В мероприятии приняли участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, депутаты республиканского парламента, главы министерств и ведомств, представители Кабмина РТ, исполкома МО Казани, профсоюза работников образования и науки РТ, отделов образования муниципальных районов республики.

На сегодняшний день в РТ работают 2353 общеобразовательные школы, в которых обучается более 415 тысяч детей. По сравнению с прошлым годом, число учеников уменьшилось на 25,4 тысячи человек, соответственно уменьшилась и наполняемость классов, причем, учеников становится меньше, в основном в сельских школах (почти на 19 тысяч человек). Это ведет за собой повышение доли так называемых малокомплектных школ, что значительно увеличивает стоимость педагогических услуг и приводит к дополнительным бюджетным расходам. Кроме того, в таких школах один учитель вынужден вести уроки по разным, часто непрофильным для него, предметам, что сказывается на качестве обучения. Тенденция сокращения числа сельских школ с каждым годом только усиливается, за последние шесть лет их число сократилось на 122 школы. Главная причина – демографическая – нехватка детей. Отличительная особенность современной сельской школы – малочисленность обучающихся в ней детей.

Как отметил председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, с 2005 года в Татарстане началась поэтапная модернизация общеобразовательных учреждений. Кабинетом Министров РТ была принята целевая программа по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений до 2007 года, готовится программа до 2009 года. Началось преобразование малокомплектных начальных и средних образовательных учреждений в структурные подразделения образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, то есть создается сеть базовых школ. «Несомненно, в таких школах гораздо выше и условия обучения и качество образования, в них более эффективное использование материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов. Однако создание базовых школ, конечно, не сможет решить всех проблем. Необходим комплексный подход в решении этой задачи», – сказал он.

«Проводя реструктуризацию, мы не сводим свои действия к механическому сокращению сельских школ, хотя и малокомплектных. Напротив, в республике делается все необходимое для сохранения начальных школ в каждом населенном пункте, где есть дети соответствующего возраста», – заверил участников парламентских слушаний министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов. По его словам, реструктуризация сети образовательных учреждений рассматривается не как цель, а как средство решения назревших проблем. «В современных сельских школах учащиеся должны получать образовательную услугу соответствующего уровня, тогда школа сохранит за собой роль локомотива, который сможет «подтянуть» и другие стороны жизни села», – выразил мнение Р.Шайхелисламов.

По мнению Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, основная идея проводимых преобразований заключается в доступности и качестве обучения. «Эту работы мы должны проводить совместно с территориями, без согласия муниципальных властей мы не будем принимать какие-либо решения, – подчеркнул он. – Расходы, предусмотренные в бюджете на финансирование образования самые большие, тем не менее, уровень и качество оставляют желать лучшего. Мы не можем просто закрыть какую-то сельскую школу, начальная школа в деревне должна быть, даже если в ней будет один ученик. Некоторые городские школы переполнены, и дети учатся в две смены, а на селе школы загружены на 30-40 процентов».

Глава Правительства РТ также добавил, что все предложения, прозвучавшие на сегодняшних слушаниях, будут учтены и, при необходимости, в проект Республиканской целевой программы реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений на 2007-2009 годы, который был представлен сегодня участникам слушаний, будут внесены соответствующие поправки.

В настоящее время по России нормативы по наполняемости классов установлены в количестве 25 учеников в городской местности и 14 – в сельской. Участники слушаний высказали предложение изменить эти нормативы в республике в стороны уменьшения: для городских школ – 22 ученика, сельских – 10, для национальных школ и классов, соответственно – 16 и 8.

Есть попытка решить проблему качественного образования путем создания базовых школ, с организацией которых связана и ежедневная доставка детей из близлежащих сел и деревень. В этой связи появляется и другая актуальная проблема – обеспечение школьными автобусами и состояние дорог. С дорогами на селе по-прежнему сложно. По расчетам специалистов Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, в республике за 2007-2009 годы необходимо построить около 1200 километров дорог.

Как напомнил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов, по решению Правительства республики на средства республиканского бюджета было закуплено 85 школьных автобусов и еще 27 автобусов Татарстан получил в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» за счет средств федерального бюджета. Это позволило создать в 2006-2007 учебном году 103 базовые школы, в которые по 153 маршрутам подвозится 4377 учащихся. Однако, ситуация с дорогами внутреннего пользования не позволяет сформировать эффективную схему организации школьных маршрутов.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, подводя итоги слушаний, подчеркнул, что обсуждаемая программа является стратегической, и в ней нельзя допускать ошибок. «Мы должны найти оптимальное решение в современных условиях реформирования по всей стране. Без школы нет деревни, и может случиться так, что лет через 10 на селе просто никого не останется, – отметил глава республиканского парламента. – Надо найти такие возможности, которые позволят сохранить уровень образования на селе, подойти к проблеме комплексно, с изучением опыта других регионов России и зарубежных стран». По его словам, в ряде российских регионов, к примеру, не учеников возят в базовые школы, а учителей в начальные школы. «Если мы оптимизируем школы, то это, как минимум, должно отразиться на зарплате учителей, иначе, если смысл оптимизации только в сокращении расходов, результата не будет вообще. Серьезный подход к решению проблемы начался, но нам нельзя ограничиться только сегодняшним обсуждением, надо будет выслушать и учителей, и руководителей поселений, в которых есть малокомплектные школы. Надо говорить о системе образовательных услуг», – выразил мнение Фарид Мухаметшин.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2