news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Госсовете РТ обсудили перспективы развития национального образования

Сегодня в Государственном Совете РТ состоялся круглый стол «Национальное образование в Республике Татарстан: состояние и перспективы».

(Казань, 11 октября, «Татар-информ», Алия Замалеева). Сегодня в Государственном Совете РТ состоялся круглый стол «Национальное образование в Республике Татарстан: состояние и перспективы».

Обсудить «одну из самых острых проблем в системе образования» (как охарактеризовал тему встречи глава парламентского комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев) собрались депутаты, госслужащие, представители республиканских министерств и ведомств, деятели науки, директора образовательных учреждений и многие другие.

В начале заседания Разиль Валеев подчеркнул, что вопросы национального образования – очень важны. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем послании Госсовету РТ также затронул эти вопросы. Глава республики тогда отметил, что большая работа проводится по реорганизации образовательной сети: « Речь идет не о сокращении числа школ, а о решении задачи повышения доступности качественного образования в сельской местности». Рустам Минниханов отметил, что « каждый населенный пункт республики должен иметь начальную школу». «Школа играет важнейшую роль в социальной жизни села и призвана всемерно содействовать сохранению, развитию национальных традиций, нравственных ценностей. Она занимает особое место в воспитании человека-труженика, хранителя устоев сельского уклада жизни», - подчеркнул в послании Президент РТ.

Эти слова Рустама Минниханова собравшиеся на круглый стол вспомнили ни один раз, так как одним из важных индикаторов развития системы национального образования является показатель организации обучения детей на родном языке.

С основным докладом по заявленной теме выступил первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин. Он отметил, что в целях реализации закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в РТ» вопрос развития национального образования и открытия образовательных учреждений, классов с родным (татарским) языком обучения в районных центрах республики стоит на постоянном контроле.

Во всех районных центрах функционировали школы или классы с татарским языком обучения. Однако с 2011 года в районных центрах Агрызского, Аксубаевского, Балтасинского, Высокогорского муниципальных районов прекращено функционирование татарских классов.

Значительное внимание уделяется развитию сети инновационных общеобразовательных учреждений с родным (татарским, чувашским, удмуртским) языком обучения. В 2011/2012 учебном году функционируют 69 инновационных учреждений с татарским языком обучения, 2 – с изучением чувашского, 1 – с изучением удмуртского языка.

В 2011 году в Актанышском муниципальном районе создано государственное автономное общеобразовательное учреждение «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей». По итогам отбора в него зачислены 42 учащихся из регионов РФ, муниципальных районов республики и Республики Таджикистан.

В общеобразовательных учреждениях республики 79,7 процента (в 2010 году – 51 процент) учителей татарского языка и литературы используют эффективные коммуникативные технологии в преподавании татарского языка и литературы. В первых классах проводится эксперимент в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской идентичности обучающихся общеобразовательной школы».

Ведется работа по созданию и обновлению информационно-методической, нормативно-правовой базы, размещению информации по передовому опыту ведущих учителей республики на сайтах Минобрнауки РТ, Belem.ru и «Всемирный WEB-форум татароязычных учителей».

Вместе с тем в вопросе национального образования есть и немало проблем. Так, в частности, в 2011/2012 учебном году охват обучением на родном (татарском) языке по сравнению с прошлым годом снизился на 1,7 процента и составил по РТ 44,43 процента.

Среди проблемных моментов были названы: сложности в преподавании, в мотивации, недостаточный уровень программно-методического обеспечения и соответствия потребностям современной школы, слабая организация раннего обучения и другие.

По словам замминистра, причинами снижения количества общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения являются следующие факторы: ухудшение демографической ситуации, малокомплектность школ с родным (нерусским) языком обучения, проведение государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) на русском языке.

После выступления основного докладчика участники сегодняшнего заседания получили возможность высказать свое мнение по данному вопросу. Директор гимназии № 2 им.Ш.Марджани Московского района Казани Камария Хамидуллина считает, что необходимо добиваться отмены приказа №362 Министерства образования и науки РФ, согласно которому учащиеся, в том числе и те, кто обучаются на родном языке, должны сдавать ЕГЭ на русском языке.

Президент Ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф» Наиль Туктамышов считает, что для того, чтобы «родной язык выжил, он должен функционировать во всех сферах жизнедеятельности». Сведение проблемы только к филологической он считает неправильным, нужно вопрос рассматривать шире.

«Вопрос очень острый, непростой. Говорим об этом не первый день и не первый год, с разными акцентами в разное время, - сказал в заключение начальник Управления по вопросам внутренней политики Президента РТ Александр Терентьев. - Изначально посылы были несколько иные. Мы пережили этап, когда желание научить языку во что бы то ни стало часто приводило к большим издержкам». А.Терентьев в связи с этим вспомнил высказывания интеллигенции, когда они не могли решить задания в школьных учебниках.

Александр Терентьев особо подчеркнул, что в республике нет никаких сдерживающих факторов для изучения, преподавания родных языков. Президент РТ ставит задачи о необходимости изучения, о необходимости сохранения начальной школы в сельской местности. «Сегодня перед Министерством образования и науки РТ стоят непростые задачи - найти формы, механизмы того, как это обеспечить. Сегодня на госуровне есть понимание этого вопроса. Необходимо найти наиболее удачные практики, методики изучения языка. Никаких преград для этого нет, есть полное понимание», - отметил он. И добавил, что круглый стол в Госсовете объединил всех, кому небезразлична тема национального образования: «Все мы едины в том, чего хотим добиться».

Подводя итоги круглого стола, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам отметил, что на развитие сферы образования в проекте республиканского бюджета заложена весьма солидная сумма в несколько млрд. рублей. Он призвал научное и педагогическое сообщество активно поработать и представить свои предложения по совершенствованию системы национального образования.

Кроме того, Разиль Валеев подчеркнул, что в настоящий момент в Государственной Думе готовится к рассмотрению федеральный закон «Об образовании», к которому депутаты Госсовета РТ готовы представить свои поправки. «До конца года законопроект поступит в законодательные собрания субъектов. Думаю, было бы неплохо провести парламентские слушания по данному проекту закона, - предложил Разиль Валеев. – Планируется, что весной следующего года законопроект будет принят в целом. Мы возлагаем большие надежды на этот фундаментальный законопроект, который позволит разрешить ряд возникших проблем».

По итогам обсуждений был принят проект рекомендаций круглого стола.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2