news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В этот день родился князь Пожарский

(Казань, 2 ноября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В католических странах сегодня отмечают День поминовения усопших.

Почитание мертвых является неотделимой частью истории человечества уже с самого ее начала. Оно входит органичной составляющей в верования как первобытного, так и современного человека. Проявления его разнообразны. С одной стороны, это почитание, вера в охранительную силу духов умерших предков, с другой стороны – боязнь их мести.

Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. День поминовения усопших основан на догмате католицизма о чистилище. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих людей, которые помнят об усопших.

В это день католики отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи.

* * *

В этот день в 1578 году родился Дмитрий Михайлович Пожарский – князь, деятель Смутного времени.

Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к так называемым «захудалым» княжеским родам, то есть не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена.

Детство Дмитрия Михайловича прошло в родовом имении Мугреево на реке Лух вместе со старшей сестрой Дарьей и младшим братом Василием. Отец Дмитрия, Михаил Феодорович, умер в 1587 году. С пятнадцати лет Дмитрий пошел на государственную службу. К тому времени его семья переехала в Москву в собственный дом на Сретенке. Прослужив до 20 лет при московском князе Федоре Иоанновиче, Дмитрий не достиг высокого придворного чина, имея звание «стряпчего с платьем» и предпочитая участие в военных походах дворцовым интригам. Лишь в 1600 году, уже при новом правителе, Борисе Годунове, Пожарскому был пожалован чин стольника и поместье в Подмосковье.

Дмитрий Пожарский оставался на государственной службе и после правления Годунова: при Лжедмитрии I и в царствование Шуйского. При Шуйском Пожарский удачно воевал с отдельными воровскими шайками, а в 1610 году упорно держался стороны Шуйского и удерживал, насколько мог, свой город в повиновении существующей власти. В 1611 году Пожарский был ранен под Москвой при стычке с поляками.

После того, как Шуйского свергли с престола, Пожарский объявил, что станет целовать крест тому, кто на Москве будет выбран царем, и присягнул Владиславу, которого в столице тогда избрали в цари. Когда народу стало понятно, что Владислава не пришлют, и поляки стремятся завладеть Московским государством, Пожарский присоединился к Ляпунову и вместе с ним двинулся на Москву. Пожарский, первый из товарищей Ляпунова, вступил со своим отрядом в стены загоревшегося уже Белого города, укрепился было около церкви Введения Богородицы на Лубянке, но огонь вынудил его отступить. Пожарский был при этом ранен и, упав на землю, кричал: «Ох, хоть бы мне умереть, только бы не видеть того, что довелось увидеть!» Ратные люди подняли его, положили на повозку и вывезли из пылающей столицы по троицкой дороге.

После сражения Пожарский лечил ранение в свой вотчине – селе Юрино Нижегородского уезда. Туда прибыли архимандрит нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его быть начальником ополчения, которое создавалось в Нижнем Новгороде. Он согласился, сказав также, чтобы из посадских знакомый ему Козьма Минин «ведал бы казну на жалованье ратным людям». Димитрий Михайлович Пожарский жил долго. Он не был ни особенно близким к государю советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничивалась второстепенными поручениями. Князь Пожарский был погребен в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре, где покоились и его предки.

* * *

В 1924 году в этот день сошел с конвейера первый грузовой автомобиль «ЗИЛа – АМО-Ф15».

До 1924 на заводе осваивалось производство автомобильных двигателей, производился ремонт автомобилей. Разрушенной гражданской войной стране был жизненно необходим собственный парк грузовиков.

Первые грузовые автомобили советского производства – десять полуторатонных машин «АМО-Ф15», созданных из отечественных материалов, сошли с конвейера в 1924 году. Почти все детали «АМО-Ф15» изготовлялись вручную. Внесенные изменения преобразили взятый за основу «ФИАТ-15». Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17 процентов увеличить мощность двигателя. Была также увеличена поверхность охлаждения радиатора, что предотвратило закипание в сильную жару и на крутых подъемах.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400