news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В челнинской школе начнут преподавать башкирский язык

Объявлен набор в первый класс с изучением башкирского во время уроков по предмету «Родной язык и литература».

В челнинской школе начнут преподавать башкирский язык

(Набережные Челны, 30 марта, «Татар-информ», Эльвира Мухаметдинова). В школе № 11 Набережных Челнов приступают к комплектации класса с изучением башкирского языка. Об этом сообщила ИА «Татар-информ» директор учебного заведения Елена Мосолкова.

Школа № 11 определена как базовая в рамках реализации соглашения между правительствами Башкортостана и Татарстана. Выбор на учебное заведение пал неслучайно.

«У школы есть опыт преподавания башкирского языка. В 11-й школе с 2004-го по 2010-й год был класс, учащиеся которого изучали [башкирский] язык. После выпуска класса из-за отсутствия набора работу в этом направлении мы приостановили. В 2019 году ее решили возобновить, но из-за пандемии вынуждены были отложить. Сегодня школа объявила набор в первый класс с изучением башкирского в рамках предмета „Родной язык и литература“. Класс по этой программе начнет заниматься с нового учебного года», — рассказала Мосолкова.

По словам директора, у школы сложились давние дружественные связи с местной башкирский общиной, основная деятельность которой проходит в стенах Дома дружбы народов «Родник». «ДДН „Родник“ располагается по соседству со школой. И мы часто проводим совместные мероприятия. Это и литературные вечера, и концерты башкирский культуры, и народные праздники. Буквально недавно вместе отметили Навруз с башкирском колоритом. К нам приезжали гости из Уфы, что всегда становилось большим событием для башкир города. Проводили и круглые столы с обсуждением языковых проблем. В общем, школа погружена в тему и готова к качественному преподаванию», — подчеркнула директор, собеседница агентства.

В школе есть всё необходимое для обучения башкирскому. «У нас оформлен класс. В штате имеется сильный преподаватель: Айгуль Валягутдинова имеет два высших образования, одно из которых по специальности „Преподаватель башкирского языка и литературы“, у нее есть опыт работы в национальной школе», — отметила руководитель образовательного учреждения.

Мосолкова подчеркнула, что к ней неоднократно обращались родители из числа челнинских башкир, которые хотели бы, чтобы их дети изучали родной язык. «С мамами и папами мы постоянно в контакте. На днях у нас пройдет собрание родителей будущих первоклассников. Там мы подробно расскажем о возможностях нового класса», — добавила она.

Как рассказала изданию одна из руководительниц местной башкирской воскресной школы Рауза Мусина, она с одобрением относится к открытию башкирского класса. Работа по сохранению родного языка в Челнах ведется давно, но с открытием класса, по убеждению челнинки, она выйдет на качественно новый уровень.

«Еще в 90-е годы кружковым методом мы начали преподавать башкирский язык в общине „Шонкар“ („Сапсан“ — прим Т-и). С тех пор сменилось несколько преподавателей. Были некоторые интервалы в работе. Но начиная с 2015 года воскресные школы работают на постоянной основе. Поскольку школы действуют в рамках работы Дома дружбы народов, то акцент делался на культуре, истории и традициях башкирского народа. Ведем два направления: клуб любителей языка и культуры Башкирии „Атайсал“ („Отечество“ — прим. Т-и) и хореографический клуб, называется „Гурляук“ — „Ручеек“. Много уже сделано для сохранения наследия предков, но еще больше предстоит сделать», — констатировала Мусина.

По ее словам, из-за пандемии коронавируса в прошлом году воскресная школа работала в режиме онлайн, сейчас она вернулась к очной форме обучения. Но элементы интернет-общения сохраняются.

«Мы получаем по сети из Башкирии задания по изучению истории, литературы, языка. Недавно нам переслали программу преподавания родного языка. Очень доступная, составлена профессионально, с учетом специфики охвата людей, которые не погружены в языковую среду», — сообщила челнинка.

Мусина отметила, что программа изучения родного языка реализуется не только в Татарстане, но и в других регионах России. «По ней обучаются и в Сургуте, и в Оренбургской области, и в Удмуртии», — пояснила педагог. «Специально для представителей воскресных школ еженедельно проводятся онлайн-встречи, где люди из разных регионов могут задать вопросы специалистам по башкирскому языку, поделиться своими проблемами по организации учебы», — уточнила она.

Основная проблема — заинтересовать родителей и детей, мотивировать их учить родной язык. «Большинство изъявляет желание, но многим часто не хватает времени и сил включиться в учебу. Ведь для этого детей надо возить по выходным в воскресную школу, а не все к этому готовы в силу занятости на работе и в школе», — заметила активистка.

По словам Мусиной, работа пока держится в основном на энтузиастах. «Преподавательница башкирского языка из Оренбурга рассказала, как она делает обходы школ, где учатся башкирские дети, и рассказывает о важности знания родного языка. А ей семьдесят лет! Я по возрасту помоложе буду, тоже готова посещать школы. Потому что понимаю — надо сохранять национальные корни. Наши дети уже не говорят на башкирском, пусть хоть внуки узнают вкус языка», — заключила преподаватель.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2