news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В 2007 году в городском транспорте Казани будут внедрены электронные проездные билеты

(Казань, 4 декабря, «Татар-информ», Сергей Семеркин). О ходе подготовки к внедрению в столице Татарстана автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте доложил сегодня на "деловом понедельнике" в городской администрации председатель комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков.

Основной целью создания автоматизированной системы оплаты проезда является повышение качества обслуживания пассажиров и достижение прозрачности финансовых потоков и, как следствие, увеличение сбора доходов. В настоящее время пассажир, проезжающий из одного конца города в другой, и пассажир, проехавший 2-3 остановки, платят одинаково. Автоматизированная система оплаты проезда предоставляет возможность введения зонного принципа оплаты проезда и использования различных видов тарифов.

"Рассмотрев различные предложения по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда, совместно с инвестором проекта было принято решение о возможности ее использования, в первую очередь, на городском общественном транспорте с учетом опыта зарубежных городов (Берлина, Лондона, Парижа). Был определен интегратор проекта – компания ООО ИК «СИБИНТЕК» и инвестор проекта – Акционерный коммерческий банк «АК БАРС»", - отметил в своем докладе Айдар Абдулхаков.

Реализацию данного проекта планируется осуществить в два этапа. Первый этап называется «Учет льготных поездок на городском пассажирском транспорте и внедрение электронного проездного билета». Его предполагается осуществить до 1 мая 2007 года. К этому сроку на пассажирском транспорте в Казани предполагается внедрить пополняемые бесконтактные смарт-карт и одноразовые бумажные электронные билеты (с различными тарифными планами, сроком действия и количеством поездок).

Второй этап проекта называется «Введение зонной оплаты проезда на городском пассажирском транспорте» (его планируется осуществить в 2008 году). Зонная система оплаты проезда будет учитывать время нахождения пассажира в пути и протяженность его поездки. В перспективе внедряемая транспортная бесконтактная смарт-карта будет нести в себе несколько приложений, она может быть преобразована в социальную карту с набором банковского, социального, медицинского и других приложений.

В рамках данной системы будет реализован механизм выдачи и учета электронных проездных льготным категориям граждан. Кроме этого, данная система позволяет автоматизировать функцию расчетов с автотранспортными предприятиями путем списания денежных средств с электронного проездного для последующего зачисления их на счет транспортного предприятия, на маршруте которого было произведено обслуживание пассажира.

Как данная система будет реализована на практике? Для контроля и учета оплаты проезда на автобусах с кондуктором-контролером планируется применение переносных считывающих устройств – ридеров (его размеры сопоставимы с габаритами мобильного телефона). На автобусах без кондуктора будут применяться стационарные считывающие устройства – валидаторы. По Казани планируется создание 200 пунктов продаж/пополнения электронных проездных билетов.

Алгоритм работы системы следующий: при входе в салон общественного транспорта пассажир подносит электронный проездной к транспортному терминалу, и в этот момент времени терминал определяет возможность оплаты проезда и выполняет уменьшение остатка проездного на стоимость проезда. Далее вся информация, поступающая с ридеров и валидаторов, передается в центр обработки данных, который в свою очередь формирует необходимые отчеты для дальнейших расчетов с транспортными предприятиями.

Плюсы реализации проекта автоматизированной системы оплаты проезда для населения очевидны: повышение качества и уровня культуры обслуживания, удобство пользования транспортной картой при оплате проезда, снижение затрат времени на оплату проезда, возможность оплата за реальное расстояние и время поездки (при использовании зональных систем оплаты).

Преимущества системы для транспортных предприятий: полное исключение бесплатного проезда, увеличение сбора выручки за счет исключения недобросовестности некоторых водителей и кондукторов и, как следствие, увеличение сбора доходов, получение эффективного механизма учета работы транспорта и расчета компенсации из бюджета за провоз пассажиров льготных категорий, увеличение загрузки всех видов транспорта за счет введения различных тарифов (например, по зонам в зависимости от дальности поездки, почасовой оплаты).

Для органов исполнительной власти города внедрение новой системы означает снижение нагрузки на бюджет и возможность точного планирования его расходной составляющей. В свою очередь, введение «прозрачности» доходов частных перевозчиков и ликвидация «серого рынка» в сфере их деятельности увеличит поступление налогов в бюджет города.

Для справки: в настоящее время в Казани городские регулярные пассажирские перевозки осуществляются всеми видами общественного транспорта, перевозчиками различных форм собственности. На 149 автобусных, 16 трамвайных, 12 троллейбусных маршрутах работают 2288 автобусов, 248 трамваев, 200 троллейбусов, на одной линии метрополитена – 16 вагонов.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2