news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В 12-й женской гимназии Казани откроется музей Фатихи Аитовой

Фатиха Аитова – основательница первой школы для девочек в Казани.

(Казань, 24 ноября, «Татар-информ», Гульнар Гарифуллина). 24 ноября в казанской гимназии №12 для девочек откроется музей просветительницы Фатихи Аитовой.

Как рассказала ИА «Татар-информ» инициатор открытия музея Аитовой старший научный сотрудник Института истории имени Марджани АН РТ, кандидат исторических наук Таимина Биктимирова, Фатиха Аитова служит сегодня примером для современных татарских женщин, ведь просветительница сделала множество добрых дел для народа, потратив на это все свое состояние.

В 1897 году Фатиха Аитова открыла для девочек школу. Она располагалась в Суконной слободе Казани. Поначалу школа занималась обучением девушек рукоделию – вышиванию, вязанию, что позволило ученицам обретать навыки для собственного пропитания. В 1899 году Аитова расширяет учебное заведение – теперь в нем уже четыре класса. Эта часть школы работала на территории современной улицы Габдуллы Тукая. Среди выпускниц этой школы – знаменитые мастера кулинарии», – рассказала Таимина Биктимирова.
Историк отмечает, что Фатиха Аитова переживала из-за отсутствия высших школ и гимназий для детей татар.

«В 1916 году она доходит до царского дворца, чтобы получить разрешение на открытие частной гимназии. Разрешение было получено. В те времена детям татар было очень сложно поступать в высшие школы. До открытия собственной частной школы в течение трех лет Фатиха и Сулейман Аитовы ездили по Европе, знакомились с работой гимназий в Праге, Вене, Берлине», – говорит историк. В 1916 году мечте Фатихи Аитовой было суждено сбыться – ее гимназия принимает первых учениц. «Думаю, в планах Аитовой было создание учебного заведения на примере европейских гимназий», – отмечает ученый, добавив, что ясность этому вопросу могло бы внести доскональное изучение всей информации, сохранившейся в архивах просветительницы.

Особенность гимназии Аитовой в том, что девушки там могли получать знания, помимо татарского, еще на пяти иностранных языках – арабском, немецком, английском, французском и персидском. «Этот факт сам по себе вызывает изумление», – говорит Таимина Биктимирова.

Даже начальная гимназия Аитовой, состоявшая из четырех классов, смогла воспитать больших ученых, так как в учебном заведении, помимо обучения поварскому делу, давали знания по светским наукам.

Великий композитор Сара Садыкова, певица Марьям Рахманкулова также являются выпускницами данной гимназии. Фатиха Аитова всегда призывала молодежь к получению знаний. В то время такого уровня образование не было доступно даже мужской части татарской молодежи. Однако Аитова сумела сама построить здание и нанять преподавателей в гимназию. В то время газеты с удивлением писали, что преподавателям гимназии Аитовой оплачивается даже летний отпуск.

В первый же год в гимназию были приняты 230 учениц. Был открыт пансионат для детей малоимущих семей и приезжих. Для гимназисток шили специальные формы. «Родители в бедных семьях были против этого, они говорили, что не могут себе позволить форму, как у детей из богатых семей. Тогда Аитова брала хитростью, говорила, что ее муж Сулейман Аитов дарит материал для формы, – рассказывает Таимина Биктимирова. – Аитова водила девочек в театр. Старалась во всем, в частности, в искусстве, дать воспитание, не уступающее европейскому уровню».
После революции 1917 года гимназию у Аитовой отняли. Ей самой не была назначена пенсия, таким образом, она осталась без копейки содержания. «Исхак Рахматуллин, председатель Совета Министров в то время, писал в Москву прошение о назначении Аитовой пенсии, называя ее «звездой на небе просвещения», однако просьба была отвергнута.

Трагичны последние дни Аитовой. В старости она осталась на попечении сына Якуба в Москве. Когда началась война, Якуба эвакуировали. После этого Фатиха Аитова переходит под попечение супруги сына Юсуфа Марьям. В течение 16 месяцев тяжелобольная пожилая женщина лежала на постели на обычном сундуке. Все трое детей Аитовой были репрессированы. «Это невыразимая трагедия», – заключила историк Таимина Биктимирова.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2