news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Усадьба Сандецкого приняла русское трио с титулом бременских музыкантов и гения балалайки

news_top_970_100

Двор главного здания Музея ИЗО РТ, усадьбы Сандецкого, накануне вечером зазвучал русским джазом LRK Trio с титулом бременских музыкантов-2021 и завораживающей магией заклинателя балалайки, виртуозного Алексея Архиповского. Музыканты стали участниками второго концерта XV фестиваля под открытым небом «Jazz в Усадьбе Сандецкого».

Фото: Максим Каримов

Российское джазовое трио Евгения Лебедева, Антона Ревнюка и Игната Кравцова называют музыкантами поколения next, новым течением и движущей силой современной музыки. Коллектив несколько раз участвовал в казанском джаз-фестивале, но в этом году приехал в Татарстан со статусом «бременских музыкантов»: LRK Trio этой весной стали на сегодня единственными российскими джазменами, получившими возможность представить свою программу на международной выставке-ярмарке Jazzahead! в немецком городе Бремен. Это самое статусное профессиональное джазовое мероприятие в мире, проводимое с 2006 года, и отечественный коллектив в число 24 его участников попал впервые.

Своим преимуществом и залогом успеха сами музыканты называют обращение к истокам российской музыки, ее академическим шедеврам. Русский, российский джаз есть и должен быть, уверены они, и это не просто джазовые стандарты в исполнении отечественных коллективов.

«Есть, например, Тигран Амасян – это джаз, но с армянскими корнями. Также в русской музыке есть своя культура, большое наследие, которое представляет собой глыбу в мировом значении. Это классическая музыка, академическая. И мы делаем джаз на основе импровизации, используя наши корни – в частности у Евгения Лебедева музыка пронизана наследием Чайковского, Рахманинова, Стравинского», — сказал барабанщик Игнат Кравцов.

В России очень много талантливых молодых музыкантов, но очень мало проектов, которые были бы жемчужиной, констатировал он. Причиной тому – отсутствие дисциплин «продюсирование» и «менеджмент» в образовательных музыкальных учреждениях.

«Ты научился играть на барабанах, и что дальше? Как себя продвигать? Приходится самому набивать шишки, тратить много времени – заново изобретать велосипед», — пояснил участник трио.

В свой очередной визит на фестиваль в Казань LRK Trio представили частично обновленную программу. Однако произведение «День сурка», написанное Евгением Лебедевым во время самоизоляции, после долгих раздумий в гримерке исполнить так и не решились.

Фото: Максим Каримов

А вот балалаечник-виртуоз, хотя сам он и не любит определение «балалаечник», и, скорее, пожалуй, предстает перед зрителями заклинателем и повелителем этого инструмента, Алексей Архиповский реализовал на концерте новшества, продуманные во время пандемийных ограничений.

«Я впервые посвятил много времени апгрейду железа. У меня будет много интересных изменений в звуке, перейду на более высокий его уровень. Хорошие приборы понапокупал и т.д. Технические моменты – одно из основных, и это то, что меня сдерживает обычно. Обычно между гастролями для этого есть не так много времени, на гастролях, собственно, отдыхаешь, а дома работы много», — рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» виртуоз.

«Jazz в усадьбе Сандецкого» для Алексея Архиповского стал первым концертом за два месяца и первым фестивалем в сезоне: из-за сохраняющихся до сих пор ограничений в связи с Covid-19 отменяются многие выступления. И хотя в Казани музыкант бывал много раз, выступал на фестивале «Сотворение мира», почти ежегодно приезжает с концертами в филармонию, участником open-air «Джаз в усадьбе Сандецкого» Архиповский за 15 лет проекта стал впервые.

Президент, автор и ведущая фестиваля Ольга Скепнер призналась, что об Архиповском узнала году в 2008 во время городских фестивалей «Сотворение мира» и с тех пор мечтала, чтобы он стал участником и ее проекта.

«Я тогда была совершенно юной, маленькой девочкой, которая училась в консерватории, в аспирантуре, и увидела совершенно необъяснимое для меня, для музыканта, совершенно непостижимое, необъяснимое чудо – Алексей Архиповский. Мне кажется, он родился с этим инструментом: это очень красивая душа, красивое большое сердце, русское сердце», — сказала Скепнер.

Таким же открытием и удивлением Алексей Архиповский стал в этот вечер для тех гостей «Jazz в усадьбе Сандецкого», кто до этого о нем не слышал. Впервые наблюдающим его творчество можно только искренне по-доброму позавидовать: балалайка в руках Архиповского изумляет звуками приближающегося поезда, восточными нотами, разудалыми, казалось бы, ожидаемыми, но звучащими по-новому русскими народными мотивами и узнаваемыми в аранжировках популярными песнями.

Фото: Максим Каримов

Казань же для заклинателя балалайки в звуковом портрете запечатлелась сотрудничеством с Фоатом Мансуровым и фестивалями «Сотворение мира».

«В Казани у меня бывало много разных встреч. Начиная с того, что, наверное, в начале 2000-х играл с вашим замечательным дирижером Фоатом Мансуровым с оркестром. «Сотворение мира» я всегда вспоминаю как один из лучших фестивалей. Это было очень здорово. И организованно, что удивительно немного для России. И концерт сегодня, наверное, внесет свои штрихи к звуковым ассоциациям с вашим городом», — заключил Алексей Архиповский.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100