news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Участники дискуссионного клуба «Валдай» обсудили проблемы возвращения религии в мир XXI века

(Казань, 11 сентября, «Татар-информ», Елена Чембаева). IV заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» состоялось сегодня в колонном зале Казанской ратуши. Тема третьей сессии заседания клуба – «Мир ХХI века: возвращение религии?».

«Мы поставили этот вопрос, во-первых, потому, что Казань - уникальное место для обсуждения взаимоотношения религий, во-вторых, в настоящее время в Европе религия занимает в обществе очень мало места, в России, напротив, можно говорить о возвращении религии», - отметил председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, замдиректора Института Европы РАН РФ, председатель редакционного совета журнала «Россия в Глобальной политике» Сергей Караганов.

Как отметила специалист по русской политической истории, автор многих книг по истории России, пожизненный секретарь Французской Академии наук Элен Каррер Данкос, в Европе религия занимает в обществе очень мало места. В России после падения социалистического строя, напротив, отмечен подъем интереса к православной религии. С другой стороны, говоря о развитии ислама в России, стоит отметить, что радикальные тенденции здесь очень слабые: вероятно, на толерантность ислама в России оказывает влияние наследие реформаторского, просветительского ислама XIX века, предположила Элен Каррер Данкоз.

«Сейчас Европа формально отказывается от христианских корней, в то время как Россия их ищет. Не означает ли это, что раскол между нами станет больше? И второй вопрос, который хотелось бы сегодня обсудить, это отношения церкви и государства в России. Правильно ли мы делаем, что пытаемся заполнить существующий у нас сегодня огромный духовный вакуум религией?», - очертил границы сегодняшней дискуссии Сергей Караганов.

Один из организаторов заседаний клуба, главный редактор журнала «Russia Profile» Андрей Золотов привел данные опросов Левада-Центра, согласно которым в России в 1989 году 65 процентов населения относило себя к неверующим, в то время как в 2002 году неверующих осталось 33 процента. Зеркальная картина наблюдается в отношении людей, определяющих свою принадлежность православию – в 1989 году таких 30 процентов, в 2002 – уже 57 процентов. На практике же только 5-8 процентов россиян постоянно посещают церковь. Таким образом, с одной стороны можно говорить о росте сознательной веры в Бога – количество агностиков уменьшается, число верующих растет. С другой стороны, за последние 15 лет фиксируется падение доверия к церкви, религиозным организациям. Физический рост числа верующих прошел и замедлился, что дает надежду на качественный рост в этой сфере. На сегодняшний день намечается тенденция, согласно которой не одна православная церковь, а группа конфессий со временем получит признание государства. «Православие в России сейчас – как «первый среди равных», - пояснил Андрей Золотов.

Как отметили участники дискуссии, процесс секуляризации, идущий в Европе, неразрывно связывается в сознании европейца с представлением о демократизации. Надо либо сузить понятие «западный», изъяв представление о том, что секуляризация – несомненная принадлежность демократии, либо, напротив, расширить его, искать общие корни в разных религиях и традициях, чтобы исповедовать терпимость. Де-факто, религиозные организации являются наиболее крупными общественными организациями во многих странах и оказывают несомненное влияние на развитие институтов гражданского общества.

Политолог, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин проинформировал о религиозном обновлении на примере ислама в Республике Татарстан. «Сейчас имеет смысл говорить не о возрождении ислама, поскольку это понятие подразумевает возрождение некоторых религиозных традиций российских мусульман, а о религиозном обновлении. На текущий момент мусульманское сообщество организационно оформилось, но еще не определилось в богословских ориентирах и основных принципах своего функционирования. Сейчас сообщество стоит перед этой проблемой, поскольку ислам един, но многолик», - отметил Рафик Мухаметшин. Ректор РИУ развил эту мысль на примере модели оптимального функционирования мусульманского сообщества, существовавшей в дореволюционной России.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400