news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

ТЮЗ Казани поставил «Иваново детство» Тарковского с куклой-актером в главной роли

Режиссером спектакля-киноколлажа стал Антон Федоров, постановки которого идут в «Гоголь-центре», «Театре.doc», Московском современном художественном театре.

ТЮЗ Казани поставил «Иваново детство» Тарковского с куклой-актером в главной роли
news_top_970_100

(Казань, «Татар-информ», 16 апреля, Оксана Романова). В Казанском театре юного зрителя стартовали два вечера премьеры по киносценарию «Иваново детство» Андрея Тарковского и повести Владимира Богомолова «Иван». Спектакль-киноколлаж о мальчике-разведчике, как называет его сам режиссер Антон Федоров, приглашенный специально для создания постановки в Казань, практически один в один по сюжету и даже по тексту повторяет фильм 1962 года, но при этом главную роль отводит актеру-кукле и заимствует многие параллели еще из одного фильма Тарковского — «Зеркало».

«Необходимо было расширить и сделать глубже тему мамы. Я, конечно, сразу обратился к „Зеркалу“ и оттуда взял много фрагментов, связанных с мамой», — пояснил режиссер после премьеры.

У Федорова опыт театральной постановки по киносценарию первый. При этом для казанского зрителя особенно ощутима детальная проработанность нюансов взаимодействия актеров, оформления сцены, решение дополнить спектакль тапером, который сопровождает действие игрой на охваченном пламенем пианино, уставленном фотографиями военных лет. В сцене дымящейся избы зрители чувствуют запах гари, в момент бомбардировки — в прикрытое сверху ветвями убежище влетают комки земли. Отдельное внимание обратила на себя выверенная до мгновений слаженность всех действий, звуков, видеоряда, дополняющего сюжет то кадрами из фильма Тарковского, то видеокартинкой онлайн, передающей руки главного персонажа.

Главного персонажа, мальчишку-разведчика Ивана играет кукла-актер. Поставить сцены с ней помогла сотрудник Республиканского театра кукол Марий Эл Анна Деркач, управляют куклой заслуженный артист Татарстана Алексей Зильбер и Валерий Антонов. Артист ТЮЗа Нияз Зиннатуллин, также в роли Ивана, произносит текст из кинокартины Тарковского, однако становится отдельным самостоятельным персонажем, а не просто голосом куклы. Иногда в спектакль врывается озвучка из самой киноленты.

«Кукла — абсолютно оправданное для меня решение. Артисты ТЮЗа учились, осваивали новую задачу (управлять куклой — прим. Т-и). В самых разрывных моментах был нужен детский звенящий крик, глупо было бы Ниязу (исполнитель главной роли — прим. Т-и) пытаться сделать также. У нас в постановке очень много и кадров из фильма», — констатировал Антон Федоров.

По словам Нияза Зиннатуллина, также исполняющего роль Ивана, спектакль «Иваново детство» — пока самый любопытный его актерский опыт. Работать с режиссером Антоном Федоровым было трудно, но настолько интересно, что впервые трудности уходили на второй план.

«Ребята, которые были куклой, Алексей Зильбер и Валерий Антонов большие молодцы, работа проделана огромная. Им досталось больше всех в этом спектакле, я считаю. Это очень тяжело. То, что я озвучиваю куклу — ошибочное мнение, я существую с куклой параллельно здесь и сейчас. Мы срослись с ней: я ловил ее темпоритм, ее существование, и кукла жила, так же, как кукла ловила мое существование, мой темпоритм. Это, наверное, самая тяжелая моя работа за мою недолгую карьеру. Главная сложность в том, что я не смотрю на куклу, а в постановке много чувств», — рассказал Нияз Зиннатуллин.

Борис Пивоваров, музыкант, не служащий в ТЮЗе и ставший частью театрального коллектива в постановке «Иваново детство», создает живое звучание постановке на инструменте, виртуально объятом огнем, справа от сцены. Эффектное введение в спектакль тапера гармонично и оправданно, на эту роль, к слову, столичный режиссер пробовал нескольких музыкантов.

«Много зависит от прикосновений пальцев, от того, видит ли режиссер данного человека в этом спектакле. Я закончил Казанскую консерваторию, даю уроки, участником целого актерского коллектива стал впервые. Это очень интересно! Хороший режиссер, приятные взаимоотношения между всеми участниками спектакля», — рассказал Борис Пивоваров о своем участии в постановке.

Ильнур Гарифуллин, сыгравший старшего лейтенанта Гальцева, отметил, что главной задачей актеров было поймать штрихи идеи, кинематографичность переводимой на язык театра картинки и передать нечто настоящее в тишине сцен.

«Слова созданы, чтобы врать, если говорить по-настоящему. Тишина или шепот созданы, чтобы говорить с самим собой. Антон Павлович (Федоров, режиссер — прим. Т-и) как раз достигал того момента, чтобы мы могли говорить с самими собой, со зрителем и с чем-то еще на духовном уровне», — акцентировал актер.

Спектакль планировалось выпустить еще в 2020 году, к 75-летнему юбилею Победы. Однако планам помешала пандемия. Приглашение в Казань режиссера Антона Федорова, чьи спектакли идут, например, в «Гоголь-центре», «Театре.doc» и Московском современном художественном театре, стало возможным благодаря федеральному проекту «Культура малой родины». Для Федорова работа с Казанским ТЮЗом — не первое сотрудничество с нашим регионом. Два года назад он ставил спектакль «Королевство кривых» по пьесе Арсения Фарятьева и Антона Федорова для Альметьевского татарского драматического театра и впоследствии был номинирован с ним на «Золотую маску» сезона 2019/2020.

Спектакль-киноколлаж Казанский ТЮЗ планирует давать не реже двух раз в месяц. Сегодня, 16 апреля, пройдет второй премьерный вечер, затем постановку можно будет увидеть 5, 6 и 7 мая. Возрастное ограничение для зрителей — от четырнадцати лет.

 


Галерея: Премьера «Иваново детство» в ТЮЗе

news_right_column_240_400_1
news_right_column_240_400_2
news_bot_970_100