news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

Тысяча концертов в год и рейтинг Forbes: итоги 80-летия Казанской консерватории

Казанская консерватория представит программу к 115-летию Жиганова в 2026 году

Читайте нас в

Казанская консерватория им. Назиба Жиганова на протяжении 80 лет соединяет самобытную татарскую культуру с мировыми профессиональными стандартами. О важности государственной поддержки для музыкантов, развитии национального стиля и создании медиацентра для сохранения наследия «Татар-информу» рассказал ректор КГК Вадим Дулат-Алеев.

Тысяча концертов в год и рейтинг Forbes: итоги 80-летия Казанской консерватории
Вадим Дулат-Алеев: «Мы государственная консерватория, и мы решаем те задачи, которые ставит государство»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Люди приходили с фронта и сразу поступали в консерваторию»

– Вадим Робертович, 80 лет назад история консерватории началась не на пустом месте, а на фундаменте Великой Победы. Как вы сегодня ощущаете эту связь – между подвигом страны и долгом искусства?

– Это была очень интересная история: еще не закончилась Великая Отечественная война, а уже выходит распоряжение о создании нового музыкального вуза в стране. Это говорит о том, что искусство занимает очень важное место в жизни любой страны.

История государства и искусство очень тесно связаны. Это неразделимая связь: когда хотят ослабить страну, атакуют ее культуру, пытаются обесценить искусство, чтобы нанести ей урон. Поэтому эта связь самым тесным образом проявляется во всех областях жизни.

Вы знаете, когда мы работали с архивными фотографиями первых лет консерватории, увидели, что каждый второй студент на них в гимнастерке. Люди с фронта приходили и сразу поступали в консерваторию для того, чтобы учиться музыке, – это в том числе офицеры, боевые ветераны.

Поэтому консерватория, которую мы вправе называть ровесницей Победы, этот дух стремления к созиданию, творчеству, обновлению с первых своих дней и до сегодняшнего времени, конечно, сохраняет.

Мы государственная консерватория, и мы решаем те задачи, которые ставит государство.

– Первый ректор Назиб Жиганов создавал консерваторию в непростое послевоенное время. Какие, на ваш взгляд, самые важные принципы и традиции, заложенные им 80 лет назад, живы и актуальны в стенах вуза до сих пор?

– Пожалуй, были заложены два главных принципа, которые соблюдаются в консерватории до сегодняшнего дня. И мы их придерживаемся во всех направлениях деятельности. Первый – это опора на лучшие традиции отечественного профессионального музыкального образования.

Назиб Гаязович Жиганов, наш первый ректор, основатель консерватории, пригласил для преподавания очень известных мастеров, крупных музыкантов из Московской и Ленинградской консерваторий, которые и создали здесь фундамент профессиональных традиций. Затем начали формироваться и развиваться наши собственные профессиональные школы, и через поколения учеников сохраняется высокий уровень профессионализма.

Второй принцип – это интерес к традициям национальных культур. Консерватория с первых дней начала работу над новыми сочинениями в области татарской музыки. К нам начали поступать композиторы из других регионов страны, из других национальных республик.

«Назиб Гаязович Жиганов, наш первый ректор, основатель консерватории, пригласил для преподавания очень известных мастеров, крупных музыкантов из Московской и Ленинградской консерваторий»

Фото: © «Татар-информ»

Первый профессиональный композитор Калмыкии, основоположник тувинской композиторской школы – наши выпускники. Огромное количество композиторов из Марийской, Чувашской, Удмуртской республик – и это не говоря уже обо всех композиторах Татарстана.

Вот два наших главных принципа. С одной стороны, надо ориентироваться на лучшие принципы профессионализма. С другой – должна быть открытость для творческих экспериментов, и в первую очередь к новому звучанию, связанному с традициями народов России. Именно этот подход мы сохраняем и развиваем.

Синтез академических традиций и народной культуры

– Юбилей – это время подводить итоги. Что вы, как ректор, считаете главным итогом, самым ценным наследием, которое Казанская консерватория создала за 80 лет?

– За 80 лет работы в консерватории сформированы профессиональные школы: татарская композиторская школа, которой раньше не было, исполнительские школы по всем направлениям деятельности, особая вокальная школа. Те, кто приходил к нам учиться, – первые вокалисты, Ильгам Шакиров, например, – они же приходили с тем слухом, с тем настроем на традицию, который они приняли от татарского народного пения.

И вот когда начинают соединяться академическая школа и традиции, унаследованные от фольклора, от своеобразной национальной манеры исполнения, от особого восприятия мелодии, получается очень интересный синтез.

Поэтому вокальную школу нашей консерватории тоже можно назвать уникальной. Наши певцы исполняют музыку по-особенному: даже когда они поют академические произведения или известные оперные арии, в их манере сохраняется особое мелодическое интонирование и выразительность. Это сложно описать словами, но это все слышат.

«Те, кто приходил к нам учиться, – первые вокалисты, Ильгам Шакиров, например, – они же приходили с тем слухом, с тем настроем на традицию, который они приняли от татарского народного пения»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

Кроме того, за годы работы к настоящему времени сформировалась полноценная система профессионального музыкального образования. Эта задача была изначальной установкой Назиба Гаязовича Жиганова: после того как консерватория встала на ноги, он выступил с инициативой открытия средней специальной музыкальной школы при ней, а затем – с предложением о создании государственного симфонического оркестра.

На сегодняшний день мы имеем научно-образовательный кластер консерватории, который в нынешнем виде сформировался три года назад. Он объединяет 90 организаций музыкального образования, творческие коллективы и театрально-зрелищные организации – везде работают наши выпускники. Возможность работать вместе с музыкальными школами, музыкальными колледжами и нашими потенциальными работодателями значительно укрепляет систему образования.

Еще один интересный момент – взаимодействие поколений, которое сейчас обрело новое звучание. В последние годы наш коллектив значительно помолодел: несколько заведующих кафедрами младше 40 лет, что соответствует установленным возрастным нормам для молодежи. Такая преемственность традиций позволяет сохранять все лучшее, но при этом не оставаться в прошлом.

На сегодняшний день в консерватории открыты все возможные специальности музыкального образования. В позапрошлом году мы начали прием по новой специальности «традиционные инструменты народов России». Тогда же мы получили право принимать на второе высшее образование бесплатно по композиции и оперно-симфоническому дирижированию.

При этом Казанская консерватория остается единственным музыкальным вузом в регионах страны, обладающим таким правом.

– Расскажите подробнее о принципах работы научно-образовательного кластера консерватории. Как, например, выстроено взаимодействие с детскими музыкальными школами республики? Что удалось привнести в начальную ступень музобразования благодаря этому?

– Музыка – особая сфера, которой необходимо начинать заниматься с детства. Если человек не приобщился к музыке в ранние годы, потом может быть уже поздно. Роль музыкальных школ очень важна – это так называемая предпрофессиональная ступень образования. Да, это не означает, что все выпускники этих школ станут профессиональными музыкантами, – конечно, нет. Но точно им не станет тот, кто не прошел этот этап.

Конечно, в школах исполняют и будут исполнять классику – для этого они и созданы. Но сегодня репертуар стал значительно шире: в него вошло множество произведений татарских и современных композиторов. Знаю, что некоторые школы активно включают в программу аранжировки популярной музыки, понятной и близкой детям – ребенок должен испытывать радость от исполняемых пьес и понимать их.

На сегодняшний день в консерватории открыты все возможные специальности музыкального образования

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

При этом классика, звучащая в школах, – это музыка на все времена, и она остается обязательной частью образовательных программ.

Дважды в год мы проводим выездные собрания кластера в разных районах республики. На них встречаются представители местных школ, обсуждаются насущные вопросы, проводятся мастер-классы – это очень полезная форма взаимодействия.

Мы благодарны Правительству Республики Татарстан за поддержку идеи расширения кластера и за то, что нам удалось включить в него музыкальные школы и работодателей.

– Какая главная цель объединения музыкальных школ в кластер? Это нужно, чтобы на начальном этапе увидеть талантливых детей?

– Таланты можно заметить и без этого. Главная цель – в координации усилий и объединении ресурсов. Вот, например, в рамках кластера проходят концерты фестиваля под названием «Много школ – одна страна». Это возможность для детей из музыкальных школ выступить на сцене большого концертного зала в рамках мероприятий консерватории, пообщаться с другими детьми и музыкантами.

Это очень ценное творческое взаимодействие.

Творческая эстафета поколений

– Казанская консерватория известна во всем мире своими выпускниками. Назовите несколько самых громких имен, которые прославили ее на международной арене, и объясните, в чем их главный успех.

– Есть, конечно, имена международного уровня. София Губайдулина – уникальный композитор современности, всемирно известная выпускница нашей консерватории. Или, например, Олег Лундстрем – получив здесь, в Казани, композиторское образование, он создал великолепный джазовый оркестр. Так российский джаз вышел на академический профессиональный уровень.

«София Губайдулина – уникальный композитор современности, всемирно известная выпускница нашей консерватории»

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Есть имена, которые знают, наверное, все татары мира: Ильгам Шакиров, Ренат Ибрагимов, Хайдар Бигичев.

Музыкантам в стране и за рубежом хорошо известны многие наши вокалисты и пианисты. Молодое поколение мобильно – они ярко заявляют о себе в ведущих оркестрах и театрах России. Рузиль Гатин, например, успел поработать в Ла Скала и выступает на других знаменитых площадках. На недавнем юбилейном вечере консерватории выступил Ярамир Низамутдинов – прекрасный солист Мариинского театра, Михаил Казаков – солист Большого театра.

Много имен, возможно, не известных широкой публике, но ярко проявляющих себя на концертной сцене: пианисты Евгений Михайлов, Зульфат Фахразиев, Софья Гуляк, выступающая сейчас за границей. Таких имен множество.

Здесь я бы хотел добавить, что, конечно, нужно стремиться к яркой звездной карьере, но огромное количество наших выпускников – прекрасных музыкантов – играют в оркестрах и преподают в школах по всей России.

Возвращаясь к вопросу о связи искусства и страны – именно эти люди обеспечивают преемственность культуры, хранят профессиональные традиции, способствуют тому, что о русской музыке, о татарской музыке все больше узнают в мире. Возможно, их имена не у всех на слуху, но уверен: там, где они работают, их глубоко уважают.

– За известными именами выпускников всегда стоят их учителя. Расскажите о педагогах-легендах, чьи имена, может, не так знакомы публике, но именно они создали ту самую «татарстанскую школу» музыкантов.

– Спасибо за этот вопрос! Действительно, самое главное в жизни музыканта – встретить своего учителя. Эта традиция идет издавна: на Востоке раньше не было консерваторий, а были учитель и ученик.

Музыка – такая вещь, по книгам ей не научишься. Даже ноты сохраняют не всю информацию, возможную в звучании. То, что остается за скобками записи, – очень важная часть музыкального искусства, она передается от учителя ученику. Не буду перечислять тех, кто сейчас у нас работает, – их очень много. Если кого-то не назову, это будет несправедливо. Расскажу, как работает эта система.

Возьмем основоположников композиторской и педагогической школы – тех, кто начал первым выпускать композиторов в Татарстане: Альберт Леман, Генрих Литинский. Один приехал из Ленинграда, другой – из Москвы.

«Эльмир Низамов – яркий представитель уже нового поколения татарской композиторской школы»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Их первый ученик – наш выпускник Анатолий Луппов. Он проработал в консерватории полвека. У него огромное количество выпускников – татарских композиторов, начиная с 1970-х годов. Например, Эльмир Низамов – яркий представитель уже нового поколения татарской композиторской школы. Сейчас у него есть известные ученики, тоже лауреаты композиторских конкурсов.

Вокальное искусство: Екатерина Ковелькова, Константин Цветов – первые приехавшие профессора. Далее – наша выпускница Валентина Лазько, чьи ученики Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Клара Хайрутдинова – это цвет татарского оперного искусства.

Так работают школы везде. Поэтому педагог, конечно, очень важен.

В консерватории много ярких педагогов. Мы посвятили памяти выдающихся выпускников и ушедших из жизни педагогов целый номер на юбилейном концерте: на экране сменялись черно-белые портреты под живую музыку скрипки в большом зале. Играл Петр Лундстрем —замечательный скрипач и тоже наследник, продолжатель традиций – его дед Игорь Лундстрем вместе с братом Олегом Лундстремом были среди первых студентов консерватории.

Грант Президента РФ и рейтинг Forbes

– Консерватория уже не первый год входит в рейтинг Forbes, а в этом году поднялась в нем на 48-е место среди всех российских вузов. Также она входит в число получателей гранта Президента РФ. Что, по вашему мнению, стало ключевым фактором для такого признания?

– Консерватория впервые вошла в список Forbes в 2021 году, заняв 91-ю позицию, а сейчас мы поднялись на 48-ю. Мы не можем влиять на эти показатели, поскольку рейтинг составляется на основе объективных данных.

Насколько мне известно, среди критериев – качество академической среды, то есть квалификационный уровень и условия работы профессорско-преподавательского состава, а также репутация среди работодателей.

«Мы регулярно представляем отчеты о нашей деятельности – консерватория проводит более тысячи концертов в год на различных площадках, от камерных выступлений до крупных социально значимых проектов»

Фото: © «Татар-информ»

Что касается гранта Президента Российской Федерации для творческих коллективов – он ежегодно выделяется на реализацию творческих проектов, развитие отечественных исполнительских школ и сохранение традиций музыкального и художественного образования.

Мы регулярно представляем отчеты о нашей деятельности – консерватория проводит более тысячи концертов в год на различных площадках, от камерных выступлений до крупных социально значимых проектов. То, что мы из года в год сохраняем статус получателя этого гранта, значит, что вопросов к нашим творческим отчетам не возникает.

«Классическая музыка – это кристалл, сформированный временем»

– Хотелось бы еще поговорить о том, куда движется современное музыкальное образование. Как консерватория – хранитель академических традиций – реагирует на вызовы времени: цифровизацию, новые музыкальные форматы, изменение аудитории, искусственный интеллект? Как удается находить баланс?

– Это сложный, почти философский вопрос. Действительно, баланс необходимо находить. Но классическая музыка – это своего рода кристалл, уже сформированный временем, который сложно повредить.

Классическое искусство продолжает существовать и остается востребованным, потому что никакие технические достижения, будь то компьютерный синтез звука или современные программы, где ноты заменяются квадратиками на экране, не смогут сравниться по силе художественного воздействия с живым исполнением симфонического оркестра.

«Когда восемьдесят музыкантов на разных инструментах музицируют, а слушатели при этом физически присутствуют – это совершенно особая энергетика, уникальное событие»

Фото: © «Татар-информ»

Когда восемьдесят музыкантов на разных инструментах музицируют, а слушатели при этом физически присутствуют – это совершенно особая энергетика, уникальное событие. Это производит сильнейшее впечатление, особенно на тех, кто приходит впервые. Чаще всего после концертов мы слышим: «Я не знал, что такое возможно, что музыка может так звучать».

Когда живое звучание классической музыки сопоставляется с записью на пластинке или другим носителем – вопрос о том, что производит большее воздействие, остается открытым.

– В прежних интервью вы говорили о важности перевода аналоговых ценностей в цифровые. Можно ли уже говорить о том, что консерватория создала свою эффективную цифровую экосистему?

– «Цифра» – это, по сути, новый формат хранения данных. Пока он не влияет на содержание музыки. Просто то, что раньше записывалось на пластинки, магнитофонные ленты или в аналоговом формате для телевидения, сейчас переходит в цифровой формат.

Это просто новая форма хранения. Но мы ведем эту работу, потому что нам тоже необходимо сохранять все в современных форматах. Мы оцифровываем огромное количество старых фольклорных записей, которые до сих пор хранятся на магнитофонных пленках. Мы оцифровываем рукописи партитур – их же нужно исполнять, а бумага иногда желтая, старая, уже рассыпающаяся. Все это необходимо сохранить.

Поэтому цифровизация нашего материала, конечно, идет. Но это процесс, который невозможно завершить, ведь и сами цифровые технологии продолжают совершенствоваться.

На пути к собственному музыкальному театру

– Также вы озвучивали идею создания на базе консерватории музыкального театра для практики студентов. Как продвинулась работа в этом направлении?

– Музыкальный театр у нас, можно сказать, есть. Работает оперная студия, которая осуществляет серьезные театральные постановки. В этом году мы впервые поставили оперу Назиба Жиганова «Джалиль» – очень сложное произведение. Мы ее не только подготовили, но и показали на новой сцене театра имени Камала. Спасибо руководству театра за содействие!

Это достаточно смелый проект, и творческие силы у нас есть. Однако, чтобы говорить о полноценном музыкальном театре, ему нужно, конечно, помещение, которого у нас пока нет.

Творческая составляющая музыкального театра сформирована. Вопрос помещения – это уже вопрос будущего, ведь недостаточно просто иметь здание, нужно содержать его, решать множество хозяйственных вопросов. У консерватории есть учредитель со своим бюджетом, поэтому мы не можем просто принять такое решение – это сложный путь. Но я надеюсь, что когда-нибудь мы его пройдем.

– Самое главное, что такие амбиции и желание у вас есть.

– Безусловно. Наши оперные постановки регулярно выезжают на гастроли – мы показывали их в Москве, Ижевске, Ульяновске, Чебоксарах, готовимся к поездке в Белоруссию. География и количество представлений говорят сами за себя.

Уровень этих спектаклей соответствует профессиональному театру – возможно, камерному, но полноценному. Они собирают зрителей, а судя по отзывам публики и профессиональных критиков, вполне себе конкурентоспособны.

Медиацентр для продвижения музыки в цифровую эпоху

– Вадим Робертович, расскажите, какую поддержку консерватории оказывает Татарстан.

– Вернемся к тому, о чем мы с вами говорили в самом начале, – к двум основным принципам, благодаря которым консерватория сформировалась и успешно развивается: высокий профессионализм и внимание к национальной культуре. Следует добавить очень важный третий принцип – все это происходит при неизменной поддержке государства.

И в первую очередь это, конечно, внимание Республики Татарстан с первых лет работы консерватории. Консерватории предоставлены прекрасные здания в центре города – исторические, атмосферные.

Консерватория всегда пользуется вниманием, начиная еще с 1940–50-х годов, когда готовилась первая Декада татарского музыкального искусства в Москве. Поддерживаются яркие музыканты и сейчас – как в период учебы, так и в дальнейшей деятельности. Это очень важный фактор участия государства в развитии классического академического музыкального искусства.

«В юбилейный год мы были удостоены высокой награды – нам вручили орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»

Фото: rais.tatarstan.ru

В юбилейный год мы были удостоены высокой награды – нам вручили орден «За заслуги перед Республикой Татарстан». Это в очередной раз показывает: традиция поддержки сохраняется, и мы ее чувствуем.

Музыканты могут быть сильными на сцене, но традиционно они нуждаются в поддержке государства. Иначе им придется играть то, за что легко заплатят, и вся наша музыка уйдет в развлечение. А это, конечно, неправильно.

Мы с вами уже говорили про грант Президента Российской Федерации. Это тоже огромная поддержка, большая ответственность, но также и мощный стимул. Без государственной поддержки консерватория, конечно, работать не сможет.

– Какие крупные проекты и новые цели в планах у консерватории?

– Что касается будущих планов: мы к 80-летию все сохранили, насколько смогли – приумножили, и я бы эту тенденцию и дальше продолжал.

И, конечно, как вы ранее правильно заметили, нам нужно думать о том, как сбалансировать современные технологические реалии и само содержание образования. Это действительно одна из очень важных проблем, поэтому, думаю, в ближайшее время мы начнем формировать медиацентр консерватории.

Он будет разрабатывать программы, позволяющие в условиях современного информационного пространства сохранить наше исполнение, наши концерты. Сейчас выступление прошло, и все исчезло, а важно это сохранять и доносить, в том числе в цифровом пространстве.

В 2026 году консерватория отметит 115-летие Жиганова

– Расскажите о главных событиях юбилейного года. Как консерватория отмечает свой праздник?

– Я уже говорил о постановке оперы Назиба Жиганова «Джалиль», которая открыла фестиваль Казанской консерватории «Ровесница Победы». Здесь прошел целый ряд крупных концертов: мы поставили «Севастопольский вальс» Константина Листова, детскую музыкально-литературную композицию – выступила наша великолепная музыкальная школа. Завершил эту программу консерватории торжественный вечер в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева.

Весь год продолжается большой фестиваль «Созвездие Жиганова». Он объединил выпускников, учеников всех уровней, всех, кто как-то связан с консерваторией, а также коллективы, входящие в ее образовательный кластер

Фото: kazancons.ru

Весь год продолжается большой фестиваль «Созвездие Жиганова». Он объединил выпускников, учеников всех уровней, всех, кто как-то связан с консерваторией, а также коллективы, входящие в ее образовательный кластер.

Также у нас был совместный концерт с Государственным академическим симфоническим оркестром Татарстана под руководством профессора Александра Сладковского и нашим хором. В честь 80-летия консерватории выступал и камерный оркестр La Primavera под руководством уважаемого преподавателя консерватории Рустема Абязова, где играли в том числе ученики его класса.

Так мы и отмечаем – всем сообществом и долгосрочными проектами. Фестиваль «Созвездие Жиганова» завершится в декабре, а дальше мы будем готовиться к 115-летию со дня рождения нашего основателя Назиба Жиганова в следующем году. Думаю, и это событие будет интересным.

Дулат-Алеев Вадим Робертович
Ректор Казанской государственной консерватории им. Жиганова

Родился 12 декабря 1969 года в Казани.

В 1988 году окончил Казанское музыкальное училище, в 1993 году – Казанскую государственную консерваторию, в 1995 году – аспирантуру, в 1999 году – докторантуру Московской консерватории.

В Казанской консерватории работает с 1993 года. С 1999 по 2007 году был проректором по научной работе. В 2000–2003 годах заведовал кафедрой истории музыки, с 2003 года руководил кафедрой татарской музыки. В 2009 году вновь возглавил кафедр истории музыки. В 2021–2022 годах исполнял обязанности ректора консерватории.

В 2022 году назначен ректором Казанской государственной консерватории им. Жиганова. С 2015 года является арт-директором Фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас».

Доктор искусствоведения, профессор.
Член правления Союза композиторов Республики Татарстан, Союза композиторов России, экспертных советов Министерства культуры Республики Татарстан.
Председатель Совета кластера Казанской консерватории.
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
Имеет ряд поощрений и наград.

Правнук татарского общественно-политического деятеля начала ХХ века Махмуда Дулат-Али.

news_right_1
news_right_2
news_right_3
news_bot