news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Точка зрения//КАКИМ БЫТЬ ПАМЯТНИКУ ОСНОВАТЕЛЮ ГОРОДА//26 февраля, №7

В администрации г. Елабуга состоялось обсуждение монумента основателю Елабуги, посвященного 1000-летию города.

21,88 Kb

На собрании присутствовали представители администрации города и Министерства строительства Татарстана, архитекторы, скульпторы, художники, представители культуры и прессы. Обсуждался вопрос образа и места размещения памятника. На обсуждение были представлены 2 эскизных варианта скульптуры основателя Елабуги и варианты размещения скульптурной композиции в районе «чертового городища». И, если по скульптурному образу Булгарского хана особых разногласий не возникло, то по месту размещения памятника разгорелись нешуточные споры.

Надо отметить, что до празднования юбилейных мероприятий в августе месяце осталось совсем немного времени. И принятие столь важного решения, как размещение символа 1000-летней Елабуги должно быть быстрым и безошибочным. Основным предметом для разногласий стал вопрос: можно ли нарушать сложившуюся композиционную целостность главного историко-археологического памятника Елабуги появлением новой архитектурно-скульптурной композиции. Сторонники сохранения исторических памятников археологии и истории были единодушны во мнении, что в районе городища, просматриваемого как с реки Камы, так и от центра города - со стороны музея Шишкина, не должно возникать никаких новостроев, нарушающих вид холма. Однако часть холма, непосредственно прилегающая к городищу и занятая под дачные участки, уже начала активно застраиваться. И этот процесс неизбежен. Возникает естественный вопрос: должно ли это происходить спонтанно, как строящийся на краю холма новый ресторан, или необходим грамотный комплексный подход ко всей архитектурной композиции, с расстановкой акцентов, учетом взаимовлияния памятника архитектуры и возникающей застройки, развитием функции туризма и сферы обслуживания в этой связи.

Это достаточно сложная градостроительная задача, так как должна учитывать этапность развития всего ансамбля, функции которого на сегодня до конца не ясны. Предложение скульптора Демченко о примыкании непосредственно к городищу стилизованного под крепостные сооружения этнографического комплекса для обслуживания туристов и развлечений горожан выглядит, на первый взгляд, заманчивым. Но, сможет ли эта «бутафория» действительно поддержать и «подать» зрителю главную достопримечательность – городище – вопрос весьма спорный. Вряд ли будет органично смотреться рядом со следами крепостных валов, остатков мечетей и крепостных стен развлекательная «деревня», пародирующая, по сути, булгарское городище. Мировой опыт показывает, что памятникам, находящимся в черте бурно развивающихся городов, некоторый контраст с новой застройкой не только не вредит, но и полезен. Разумеется, это не означает, что к памятникам могут примыкать высотные дома или коттеджи «нуворишей». Вся новая застройка должна быть подчинена идее максимально качественного обрамления и подачи самого памятника. Иначе на развитии туризма и привлечении к памятнику внимания таких организаций, как ЮНЕСКО, всего мирового сообщества защитников памятников архитектуры можно поставить «жирный крест»!

Возможно, самым правильным «неразрушающим» подходом к дальнейшему развитию территории холма будет разбивка парка с аллеей, посвященной 1000-летию города. И главным смысловым и визуальным завершением этой аллеи может стать памятник Основателю города. А по застройке можно остановиться пока по минимуму на нескольких объектах, необходимых для обслуживания туристических групп. В пользу этой версии есть несколько аргументов:

1. Открытие за последние десятилетия целого ряда новых памятников, поддержка и развитие музеев, парков и просто сохранение сложившейся исторической застройки и деревьев на территории города обернулось появлением «мест притяжения» и интереса не только для гостей Елабуги, но и для самих горожан. И парк с монументом основателю Елабуги к 1000-летнему юбилею – вполне логичное продолжение этого процесса. На территорию городища с удовольствием приезжают не только туристы, но и свадебные кортежи. Надо сказать, человека не может не привлекать великолепный вид, открывающийся с холма на водную гладь, виднеющиеся вдалеке Набережные Челны и Нижнекамск, на центральную историческую часть города. Угол этого обзора составляет почти 270 градусов! Каждый приходящий замирает на краю холма, завороженный этим прекрасным видом. Однако, кроме восстановленной Шишкиным исторической башни и следов былых сооружений, смотреть на самом холме особо нечего и компаниям отдыхающей молодежи не остается ничего другого, как распить на городище «за память предков» пива или чего покрепче и удалиться. Благоустраивать все равно придется и, желательно по единому плану, потому что в нынешнем заброшенном виде территория холма не может встретить гостей юбилейных мероприятий. А дальнейшее размытие осадками образовавшихся тектонических овражков и ям неизбежно приведет к разрушению самого холма.

2. Памятник основателю Елабуги логически должен стоять напротив городища, указывая на место возникновения города. Появляется визуальная и смысловая связь. Уравновешивается композиция самого холма, так как башня на его краю несколько «перевешивает». Появление памятника основателю Елабуги в других местах города выглядит не столь убедительным. Потому что сам монумент имеет иной смысл. Это – наша «дань предкам», знак благодарности потомков. Надо признать, что башня, как архитектурный символ города на туристических буклетах выглядит не очень выразительно. Многие города мира имеют скульптурные композиции, ставшие со временем символами города. Очень часто – это конные статуи. Многочисленные скульптуры Елабуги, несмотря на их несомненную выразительность, пока не стали неоспоримыми «символами» города. Очень важно, чтобы символ 1000-летия Елабуги был «узнаваем», т.е. не был похож ни на один из других, даже уменьшенный до размеров юбилейного значка. Чтобы прибывающие по реке или автобусом гости, могли без труда узнать этот символ. И в этом Елабуга несколько опережает Казань и все «булгарские» города Республики, в которых пока нет памятников их основателям.

3. Появляется смысловой «треугольник»: Городище с башней – монумент, связанный с ним «аллеей 1000-летия» – и «Суфийский источник» у подножия холма. Все три объекта имеют самостоятельное значение, философию, функцию, но общую, гармоничную визуальную связь, особенно со стороны водных просторов. Функционально все тоже взаимосвязано. Туристы, прибывающие на автобусах, выходят из них в центре композиции – на стоянке в зоне обслуживания. Отсюда открываются все главные виды – на природные просторы, на городище, на перспективу аллеи, завершаемой памятником на самой высокой точке холма. Желающие могут спуститься к источнику, находящемуся прямо под холмом, для чего необходимо создать лестницу, благоустроенную площадками для отдыха, так как высота холма очень значительная – около 50 метров. Примерно так же, но в обратном порядке могут проследовать туристы, прибывшие по воде. У них есть, правда, некоторое «преимущество», - они перед этим увидят всю композицию холма с воды в целом. Но, не каждый станет подниматься по крутой лестнице вверх или по тропинке – к башне, скорее предпочтя подъем в объезд на автобусе.

И, наконец, необходимо принять такое решение, которое, за время, оставшееся до юбилейных празднеств, возможно реализовать по срокам: наглядный пример – парк «1000-летия» в Казани.

Празднество 1000-летия Казани стало событием, после которого о Татарстане узнали даже в самых отдаленных уголках мира. Надо надеяться, что 1000-летие Елабуги, в этой связи, поможет городу привлечь новых гостей в системе развивающегося туризма Республики. Все предпосылки для этого уже есть. Основатели города были очень мудрыми, выбрав для восточного форпоста Булгарского государства стратегически выгодное место на пересечении водных и сухопутных маршрутов.

Марат Максудов, архитектор,

Елабуга

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400