Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Тимур ШАГИВАЛЕЕВ: «На создании инфраструктуры ОЭЗ нельзя экономить»
Образование особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Елабуге согласно решению, принятому Правительством России в декабре 2005 года, является одним из самых актуальных направлений экономического развития республики. И в части строительства инфраструктуры ОЭЗ в данный момент всеми ответственными ведомствами ведется активная работа. В соответствии с поручением Премьер-министра РТ Рустама Минниханова делегация Татарстана в феврале-марте 2006 совершила рабочую поездку в Юго-Восточную Азию с целью ознакомления с опытом работы крупнейших особых экономических зон региона. О содержании и итогах поездки агентству «Татар-информ» рассказал руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Тимур Шагивалеев.
Тимур Наилевич, какие страны посетила делегация Республики Татарстан, каков был ее состав?
Т.Ш.: С 28 февраля по 7 марта делегация, состоявшая из руководителей всех шести особых экономических зон России, посетила Сингапур, Китай и Индонезию. В состав российской делегации также вошли первый заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Линар Латыпов и заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин. Мы посмотрели, как там организованы подобные зоны – изучили мировой опыт. В Сингапуре изучали в основном технопарки – «Фьюжнполис» и «Биополис». В Индонезии знакомились с особыми экономическими зонами промышленного типа на острове Батаминдо, в Китае посетили ОЭЗ промышленного типа «Суджоу».
Каковы экономические показатели ОЭЗ, которые вы посещали и какие льготы предусмотрены для их резидентов?
Т.Ш.: Основным объектом нашей поездки стала ОЭЗ «Суджоу», расположенная в 90 км от Шанхая в КНР. Зона была создана 1993 году совместным решением Китайского и Сингапурского правительств и стала одним из локомотивов экономики Китая. Будучи вначале чисто промышленной площадкой, разместившейся на 800 гектарах, сегодня зона стала промышленным городом, который по площади и населению сопоставим с Набережными Челнами. Зона была спроектирована сингапурцами с учетом их серьезного опыта в этом вопросе и последних мировых тенденций в промышленном строительстве. В зоне предоставляются существенные льготы. Это освобождение от налога на прибыль в течение 3 лет с первого прибыльного года. С четвертого по шестой годы размещения резидентов для них ставка налога на прибыль составляет 7,5 процента, а начиная с седьмого года – 15 процентов. При этом, если экспорт в доле продаж продукции резидентов составляет более 70 процентов, то налог на прибыль сохраняется на уровне 10 процентов. А если прибыль реинвестируется в расширение экспортноориентированных и высокотехнологичных мощностей, 100 процентов налога на прибыль возвращается резиденту. Также в ОЭЗ «Суджоу» практикуется беспошлинный импорт оборудования и комплектующих.
С самого начала правительство КНР и администрация провинции Суджоу оказывали проекту значительную поддержку. «Зона является приоритетом из приоритетов» говорил Премьер-министр Китая Дзян Дземинь. В инфраструктуру создания первого этапа (800 га) было инвестировано за 3 года 500 млн. долларов. В результате к 2006 году удалось добиться впечатляющих результатов. Зона занимает 0,09 процентов площади КНР и в ней проживает 0,45 процента населения. При этом на ней производится 2,2 процента ВВП Китая. Доля ОЭЗ во внешней торговле составляет 10 процентов. Объем привлеченных иностранных инвестиций составляет 15 млрд. долларов, годовой объем промышленного производства – 150 млрд. долларов, внешнеторговый оборот – 140 млрд. долларов. Таким образом, ОЭЗ «Суджоу» стала одним из локомотивов экономического развития КНР.
Какие особые экономические зоны еще посещала делегация России?
Т.Ш.: Наша делегация также побывала в ОЭЗ «Батаминдо», которая расположена на острове Батам в Индонезии. Зона занимает площадь в 330 гектаров, в ее развитие было инвестировано 450 млн. долларов. Остров Батам является свободной таможенной зоной, при экспорте НДС не платится, а ставка налога на прибыль составляет 10 процентов. Средняя зарплата до последнего времени составляла 50 долларов в месяц. За 10 лет население острова увеличилось в 11 раз. Эта зона построена и управляется сингапурцами, они перевели туда ряд производств, требующих больших затрат и неквалифицированных трудовых ресурсов. Таких, как текстильное производство, например. Также там производится сборка электроники до 80-процентной готовности, после чего она отправляется для окончательной доводки в Сингапур, где приклеивается бирка «произведено в Сингапуре».
В настоящее время зона находится в кризисном состоянии, т.к. недавно Правительство Индонезии приняло решение о повышении минимальной заработной платы до 110 долларов, что, по мнению инвесторов, превышает производительность труда индонезийского рабочего. Это является хорошим примером, когда популистские решения правительства приносят прямой вред экономике страны.
В ходе визита делегация также посетила еще несколько ОЭЗ региона. С руководством каждой зоны были проведены переговоры. Сейчас мы также ведем переговоры с рядом международных компаний с целью привлечь их к участию в разработке стратегии ОЭЗ в Елабуге. Игнорировать мировой опыт было бы неправильно!
К каким выводам пришла делегация республики по итогам посещения ОЭЗ Юго-Восточной Азии? Что из опыта особых экономических зон региона можно перенять и внедрить в Елабуге?
Т.Ш.: Сингапурцы подходят к созданию зон по принципу «Work, live and play» – то есть инвестору предоставляется не только площадка с отличной промышленной инфраструктурой, но и привлекательные условия для работы, жизни и отдыха. Также стало ясно, что нельзя экономить на создании инфраструктуры зоны. Например, в зоне «Суджоу» в Китае все коммуникации расположены только под землей. Причем, глубина залегания доходит до 9 метров. Сначала это решение казалось китайцам очень спорным из-за высоких затрат. Однако когда в Китай пришли крупнейшие мировые производители полупроводников, они выбрали именно эту зону из числа многих, так как она отвечала техническим условиям по сверхчистым производствам полупроводников. Очень серьезно подошли и к дорогам и развязкам, исключив возможность возникновения пробок, когда зона наполнилась резидентами.
Какие страны и особые экономические зоны вы планируете посетить в дальнейшем?
Т.Ш.: В ближайшем будущем мы намерены изучить опыт работы ОЭЗ Польши, Кореи и Объединенных Арабских Эмиратов и ряда других стран.
Материал подготовил Анвар Мингазов
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»