news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Тигран МКРТЫЧЕВ: «Музеи в России живут надеждой на то, что государство уделит им больше внимания»

Пресс-конференция, посвященная 125-летию со дня рождения выдающегося русского художника начала XX века, нашего соотечественника Николая Ивановича Фешина прошла 23 ноября в режиме on-line в агентстве «Татар-информ». О творчестве знаменитого художника шла речь в беседе директора музея искусств в Таосе (США) Эрион Симпсон, заместителя директора Государственного музея Востока по науке, доктора искусствоведения Тиграна Мкртычева, а также Розалины Шагеевой – искусствоведа, заместителя директора НКЦ «Казань» по науке.

Розалина Гумеровна, накануне в Казани прошли торжественные мероприятия в честь 125-летия со дня рождения Николая Фешина - открылась уникальная выставка работ знаменитого художника, состоялась международная конференция. Насколько значим вклад Николая Фешина в развитие художественной школы искусств в нашей республике?
Р. Ш.: Николай Фешин – виртуозный художник, прекрасный рисовальщик, автор чудесных композиций, это общероссийская и даже мировая фигура. Обычно, когда мы говорим о казанской, художественной школе, то имеем в виду всегда Николая Фешина. Это художник большого мастерства и выдающейся техники, так как он человек необычайной энергетики и живопись у него совершенно не статичная, а вибрирующая в такт душевному движению человека и она удивительно гармонично вписывается в свою эпоху. Он заложил базу мастерства искусства Татарстана не только потому, что оставил первую волну своих учеников, подражателей, но ведь там появилась и вторая волна – это художники, которые стремились подражать ему в широком охвате действительности.

Еще до юбилейных торжеств искусствоведы говорили не только об организации выставки и конференции, но и об открытии в Казани Центра Фешина и памятника этому художнику. Насколько это реально?
Р. Ш.: Центр Фешина будет, скорее всего, открыт на базе Казанского художественного училища. Памятник художнику будет сооружен, но здесь нужен хороший мастер.

Т. М.: Я думаю, что предстоит большой творческий конкурс, ведь нужно сделать скульптуру, которая будет отвечать образу художника и будет достойно представлять такого живописца, как Фешин.

Известно, что в 1923 году Николай Фешин уезжает в США, где живет до последних дней своей жизни и создает там множество уникальных творений, которые тут же разбирались местными коллекционерами. Госпожа Симпсон, как в Америке относятся к творчеству Николая Фешина? Часто посещают созданный в доме Фешина музей искусств?

Э. С.: В Таосе коллекция работ Николая Фешина очень популярна среди туристов и местных жителей. Вообще Таос является городом – заповедником, здесь работают 6 музеев, в том числе и Фешина. Наш город очень популярен среди художников, здесь особые климатические условия – чистый воздух, горы, все это очень привлекательно для творческих людей. Нередко в Таос приезжают русские, которые специально арендуют автобус и, конечно, в первую очередь они посещают музей Николая Фешина.

Известно, что музей в Таосе, где хранятся работы Фешина, был построен самим художником. Многое ли изменилось в здании с тех давних пор?
Э. С.: Николай Фешин купил землю в Таосе и своими руками построил там дом. Дирекция музея добилась того, чтобы расширить территорию и сохранить это здание. Художник построил особенный дом – это сочетание элементов местной, американской и русской архитектуры. Внутренняя отделка мебели, украшения – все это сделано его руками. Сотрудники нашего музея делают все для того, чтобы сохранить дом Фешина в первозданном состоянии. Раз в год обязательно деревянная часть дома полируется, чистится, реставрируется. Сейчас в музее экспонируются работы нескольких художников. Наша задача - построить новое здание на территории усадьбы Фешина для того, чтобы там хранились работы только этого художника. Дирекцией музея уже собрано 5 миллионов долларов, которые будут направлены на строительство нового музея.

Тигран Константинович, как вы думаете, реально собрать в России 5 миллионов долларов на строительство нового музея?
Т. М.: Вполне. Только это будет не так быстро. Сейчас в России появились люди, которые пытаются позиционировать себя как часть нашей культуры и соответственно их задача – участвовать в тех проектах, которые выдвигают специалисты. Если бы перед нами стояла задача создания нового музея, то это бы нам удалось. В данный момент в стране происходят перемены, благодаря которым это может быть осуществлено. Мои слова могут восприниматься как фантазия, но мне кажется, что Правительство РТ могло бы учредить специальную стипендию им.Николая Фешина и самые достойные художники могли бы работать в Таосе определенное время.

Какие впечатления остались у госпожи Симпсон от Казани?
Э. С.: Я вижу смысл своего приезда в Казань в том, что этот шаг положит начало более тесным контактам американского музейного сообщества с Министерством культуры республики и ее музеями. Я удивлена столь высоким уровнем культуры в Татарстане. Казань произвела впечатление развивающегося города, так как все, что я знала до этого о вашем городе, это были старые фотографии, которые к нам привез Николай Фешин.

Тигран Константинович, какие тенденции наблюдаются сейчас в развитии музейного сообщества? Чем живут сегодня музеи России?
Т. М.: Мне кажется, что музеи в России живут надеждой на то, что государство обратит на них большее внимание. Впрочем, здесь нет правых и виноватых. Мне кажется, что музейное сообщество в наши дни – это то, что наши потомки получат от нас. Они получат не промышленность, а музеи, где будет собрана вся ценная информация. Задачи, которые стоят перед нами – сделать музеи доступными для людей, сделать так, чтобы музеи представляли собой часть мирового музейного сообщества. Это во многом зависит от государства, как оно будет обходиться с людьми и с теми бесценными сокровищами, о которых так много говорят в последнее время.

Материал подготовила Люция КАМАЛОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100