news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Татары Тюменской области: «Не должно быть обделенных учителей татарского языка»

Перед предстоящей переписью населения корреспонденты ИА «Татар-информ» пообщались с представителями татарских общественных организаций Тюмени.

Татары Тюменской области: «Не должно быть обделенных учителей татарского языка»
Салават Камалетдинов

«Работать с Татарстаном непросто»

Председатель Координационного совета татарских общественных организаций Тюменской области, представитель Всемирного конгресса татар в Тюменской области Ринат Насыров рассказал о взаимоотношениях с Татарстаном.

«Сегодня нам непросто работать с Татарстаном, раньше были тесные связи в сфере образования и культуры, часто из республики в наш регион приезжали специалисты. Честно говоря, именно из них на протяжении стольких лет получались образцовые татарские деятели. А в нынешних условиях молодежь не переезжает из одного региона в другой.

В Тюменской области работали два крупных института – в Тюмени и Тобольске. Была программа по работе со специалистами из Татарстана, сейчас ее нет. В будущем мы можем рассчитывать только на себя. Связь с Татарстаном строится только через конгресс.

В Татарстане работает Министерство образования, в Тюмени – региональный институт по развитию образования при Департаменте образования Тюмени. Если посмотреть статистику, то из 140 школ осталось всего 47 учебных учреждений с национальным компонентом. Количество школ сократилось втрое, урезано количество уроков. Значит, дела идут плохо.

Из Института развития образования РТ к нам приезжают, проводят заседание круглого стола и уезжают с вердиктом: “В Тюмени все хорошо”. Потом у нас приходят к выводу, что в вопросах подготовки учителей татарского языка никаких проблем нет», – говорит Ринат Насыров. Он настаивает, что мириться с ситуацией и закрывать глаза на проблемы нельзя.

Ринат Насыров
Ринат Насыров

«Институт развития образования Татарстана должен подходить к делу с пониманием, конструктивной критикой.

Мы наблюдаем статистику: есть ФГОС, есть региональный компонент. Но есть те, кто не соблюдает ФГОС. Если соглашаться с такими реалиями, то лучше не приезжать вовсе. Татарский язык не преподается, учеников и школ все меньше, учителей не готовят.

Необходимо найти механизм взаимодействия с татарами, живущими вдали от Татарстана. Детей из Тюменской области мы обучаем в Татарстане платно, оплачивая по 120-160 тысяч рублей. Вопрос так же требует урегулирования, комплексного подхода.

Председатель Тюменской областной молодежной татарской общественной организации «Яшь буын» («Молодое поколение») Фарид Курманов уверен: без помощи Татарстана не обойтись.

Фарид Курманов

«Татарский язык постепенно исчезает. В институтах закрываются татарские отделения. Нынешние учителя татарского языка стареют, заменить их будет некем. Мы переживаем, ведь подготовка преподавателей татарского языка не ведется.

Для работы с детьми нам нужны материалы, книги, которые могли бы пробудить интерес к изучению языка. Мы надеемся на помощь Татарстана. Школы лишь на 50 процентов обеспечены необходимыми книгами, нам нужны учебники», – говорит он.

«К учителям надо относиться как к людям, сохраняющим численность татар в Тюменской области»

Представители Тюменской области обратили внимание на то, что оплата труда учителей татарского языка на порядок ниже, чем у других предметников.

«Тарифы оплаты труда учителей татарского языка на 25 процентов ниже, чем у других учителей. В сельской местности на порядок ниже. Якобы знание татарского языка не столь важно, можно платить меньше», – говорит Ринат Насыров, требуя серьезного отношения к данной проблеме.

По словам представителя Всемирного конгресса татар в Тюменской области, есть структура, защищающая интересы татарских бизнесменов, а татарских учителей, директоров татарских школ никто не защищает.

«Им не дают возможность высказать свое мнение, их не слушают. “Если родители согласятся, может быть, уроки татарского языка будут. У нас нет свободных часов для татарского языка”, – вот что им отвечают», – говорит он.

По его мнению, авторитет учителя татарского языка нужно повышать не только вручая почетные грамоты и звания, ситуацию необходимо менять в другом направлении.

«К учителям надо относиться как к людям, сохраняющим численность татар в Тюменской области. Отношение к ним должно быть на ином уровне. Это серьезная проблема. Раньше родители смотрели в рот учителю, и если учитель критиковал ученика, это было проблемой. А сейчас, если критикует учитель татарского языка, никто и внимания не удостоит», – негодует Ринат Насыров.

Он также рассказал о том, что в Тюменской области Национально-культурная автономия совместно с Департаментом образования, Комитетом по национальным вопросам начали готовить татарских учителей для начальных классов.

«Архиважная работа, требующая системного подхода. Средства нужно заложить в бюджете. У нас есть возможности готовить татарских преподавателей – в Тобольске или Тюмени… Речь о подготовке специалистов с самого начала», – сказал он.

По словам Рината Насырова, Татарстан должен построить связи с другими регионами по-новому. Он отметил, что сегодня отношения с РТ не подкреплены ни юридически, ни экономически.

«Региональный институт развития образования приезжает лишь как консультативный орган. Без экономической привязки работать невозможно. Нужно продумать механизмы развития образования в местах проживания татар», – поделился он.

Ринат Насыров считает, что дело нельзя откладывать в долгий ящик, это нужно сделать в 2021-2023 годах.

«Речь идет о горизонтальной связи по районам, школам. Нужны патронажные учебные учреждения. На Тюменской земле не должно быть обделенных учителей татарского языка», – заявил Насыров.

Он высказался по поводу преподавания татарского языка в школах Тюмени. Насыров считает, что в Тюмени язык сибирских татар нужно вводить как факультатив, а литературный татарский усилить по стандартам ФГОС.

В то же время, добавил он, за сибирский татарский язык переживать не стоит.

«В селах сибирские татары знают свой родной язык. На сибирском татарском издаются книги. Ученые – сибирские татары – более 20 кандидатов наук защитили свои труды через Академию наук Татарстана, образовали в Тюмени научную элиту.

Мы, 17 татарских организаций Тюменской области, основали Координационный совет, куда входят бизнесмены, религиозные деятели и т.д. Мы хотим, чтобы наши ученые имели связи. Осенью через Министерство образования Татарстана хотим организовать круглый стол, чтобы найти способы увеличения числа учителей татарского языка и сохранения школ в Тюменской области», – сказал Насыров.

Также он заметил, что газета «Яңарыш» Тюменской области печатает лишь хвалебные статьи, а проблемных аналитических материалов почти нет.

Заместитель директора, учитель русского языка Осиновской школы Вагайского района Тюменской области Алсу Кучумова рассказала, что в 1 классе татарскому языку обучают в формате кружка, все 17 детей посещают данный кружок, а со 2 класса язык учат на уроках.

Алсу Кучумова

«На урок татарского языка выделено два часа в неделю, татарской литературы – один час. С пятого класса – по часу на каждый предмет. Проводятся недели татарского языка. Стараемся проводить игры на татарском, разговаривать на родном языке в семьях», – рассказала учительница.

«Запишусь татарином»

Каких результатов ожидать от переписи населения? В Тюменской области численность татар пойдет на спад или наоборот? Специалисты поделились мнениями и на этот счет.

Ринат Насыров предположил, что по результатам переписи численность татар в Тюмени не изменится.

«В Тюменской области, Ханты-Мансийске, Тюмени и на Ямале проживает 350-360 тысяч татар, из них более 60 тысяч – сибирские татары. Здесь татар очень много.

Татары или сибирские татары – за это не стоит переживать. Пусть сибирские татары запишут себя сибирскими татарами, а татары – просто татарами. За несколько веков их соотношение уже заложено, и оно никак не изменится. У некоторых в роду были сибирские татары, у других – казанские татары, у кого-то – мишари. Нет никаких противоречий, есть понимание», – подчеркнул представитель Всемирного конгресса татар в Тюменской области.

Фарид Курманов, хоть и является сибирским татарином, собирается записать себя татарином.

«Не могу сказать, кем запишутся сибирские татары во время переписи. Каждый остается при своем мнении. И я не вправе кого-либо агитировать. Сам я запишусь татарином. Ключевое слово – “татары”. В этом слове наше единство. Мои родители могут записаться сибирскими татарами, их я тоже агитировать не могу. Главное, чтобы наши татары не записались русскими. У детей ведь могут спросить, какой язык они знают. Если кто-то ответит, что знает и говорит на русском, могут и в графе “национальность” указать “русский”. Вот чего надо бояться.

Нельзя сказать, что говоры сибирских и казанских татар сильно отличаются. Казанские татары так же живут в Тюмени, и для них сибирские татары “свои”. У нас есть целые поселения казанских татар. В каждом районе хотя бы в одном-двух селах проживают казанские татары.

Что касается меня, то я изучал татарский язык всего три класса, учился в русской школе. Литературный татарский учил уже непосредственно во время визитов в Татарстан.

Сохранение национального самосознания зависит только от нас самих, знание татарского языка никому не мешало, на казанском саммите (Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2021». – Ред.) я без проблем понял примерно 30 процентов выступлений представителей тюркских народов из разных стран, потому что владею татарским языком», – рассказал он.

По словам Рината Насырова, в Тюменской области агитации в сторону башкир не наблюдается.

«Башкортостан и Тюмень неразрывны, и это нужно понимать. Татарстан с Башкортостаном тоже связаны, и среди них так же развиваются дружеские отношения. Мы не видим в них оппонентов, они мусульмане, тюркский народ, и не уговаривают нас стать башкирами. Они говорят, что мы дружественные народы. Мы стараемся увеличить численность татар. Война никого не приведет к победе. Мы должны видеть в них единомышленников, понимать отличие татар от башкир и поднимать авторитет сибирских татар», – пояснил он.

«Хотим провести в Татарстане Дни культуры сибирских татар

Еще одно желание наших соотечественников – провести в Татарстане Дни культуры сибирских татар. По словам Фарида Курманова, главное обсуждение еще не состоялось, но тюменская сторона планирует провести мероприятие осенью.

«У нас много талантливой молодежи. Четыре-пять человек обучается в Казани. Айдар Ниязов учится в музыкальном колледже им. Аухадеева. Начал писать песни. Надеемся, что он поднимется на высокий уровень мастерства.

Есть учащиеся из поселка Андреевский и села Червишево, но абитуриентам очень тяжело поступать по музыкально-хореографическому и театральному направлениям. В университете культуры мало бюджетных мест. У нас очень много талантов, но стоимость обучения высокая. Например, за обучение девушки из Червишева ее мама платит 180 тысяч рублей, для этого ей пришлось взять кредит.

Если мы хотим поднимать культуру, исполнителей в регионах, то необходимо продумать формат.

В Тюменской области близнецы Руслан и Рустем Маматовы пишут музыку. Мы обратились к Зуфару Хайрутдинову (директор филиала Российского авторского общества в РТ. – Ред.) для оформления авторских прав. Одна из их песен стала очень популярной в Татарстане, но, к сожалению, авторство Рустема Маматова не указывают. Я сказал им, что необходимо оформлять авторские права, чтобы песни Маматовых не могли использовать без их согласия.

В Тобольске живет Закина Арангулова, это наша сибирская соловушка. Ее сыновья Хасан и Хусаин Арангуловы – талантливые композиторы», – перечислил Курманов татарские таланты Тюмени.

«Жителям татарских деревень могут запретить ловлю рыбы»

Фарид Курманов рассказал еще об одной проблеме татар региона.

«В Вагайском районе есть большое озеро, входящее в природоохранную зону. Раньше рыбаки записывались и покупали квоту и ловили рыбу на основе документа, этим зарабатывали на жизнь. А сейчас жителям татарских деревень могут запретить ловлю рыбы – это случится если не сегодня, так завтра. У нас местные татары живут, занимаясь ловлей рыбы и собирая болотные ягоды.

В татарских селах предстоит сделать многое. Нужны курсы и программы для работников культуры в татарских населенных пунктах.

Мы, в свою очередь, проводим для сельской молодежи дискотеки, концертные программы. Если раньше на дискотеках звучало 30 процентов татарской и 70 процентов русской музыки, то сейчас все наоборот.

Не нужно ограничиваться дискотеками и концертами. Мы видим, что в школах не хватает учебников. Нам не хватает национальных костюмов для выступлений. Выступающих в национальной одежде зрители воспринимают совсем по-другому», – сказал Фарид Курманов.

Автор: Гульнар Гарифуллина, www.intertat.tatar, перевод. 
Фото: Салават Камалетдинов

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3