news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Татарстанцы станут покупателями «Магазина будущего»

Республика избавится от контрафакта в магазинах, а «умные» полки будут сообщать о просроченном товаре.

(Москва, 27 октября, «Татар-информ», Виктория Осинина). «Татарстан - инновационный регион, и мы будем рассматривать возможность строительства «умных магазинов» в этой республике», - сказал управляющий директор РОСНАНО Георгий Колпачев.

Еще в 1945 году советский ученый Лев Термен изобрел устройство, которое позволило накладывать аудиоинформацию на случайные радиоволны. И хотя устройство представляло собой лишь пассивный передатчик, это изобретение причисляют к предшественникам RFID-технологий. «Radio Frequency Identification» – метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых RFID- метках. RFID-система состоит из считывающего устройства и метки, расстояние между которыми для считывания информации должно быть не более 30 см.

К чему такие технические подробности? Просто эти системы могут стать наиболее эффективной заменой системам штрих-кодов. Сегодня их взяли на вооружение в проекте «Магазин будущего», экскурсию по которому провел в рамках IV Международного форума «Rusnanotech 2011» в Москве генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс. Проект реализуется ОАО «РОСНАНО», компаниями «X5 Retail Group» и «Sitronics».

Международный опыт применения RFID в розничной торговле показал, что в США, например, потери от краж снизились на 10-50 процентов, и почти 100 процентов достигла точность учета товаров, а в Германии отметили сокращение ошибок в доставке товаров и времени, потраченного на разгрузку фур, на 15 процентов. В Великобритании на половину сократилось количество случаев отсутствия товаров на складе.

Предполагается, что внедрение «умного магазина» пройдет в 2 этапа. На 1-м этапе, рассчитанном до 2-го квартала 2013 года, должно пройти тестирование бизнес-процессов розничной торговли на базе российского магазина. Коммерческая эксплуатация должна начаться с 1-го квартала 2013 года. В это время должны быть созданы отраслевые стандарты, подготовлены инициативы по изменению законодательства РФ.

На 2-м этапе до конца 2016 года должна произойти коммерциализация результатов деятельности магазина нового поколения, внедрены отраслевые стандарты, изменено российское законодательство. После чего начнется масштабное внедрение RFID-технологии по всей цепочке от производителя до покупателя, и, вместе с тем, внедрение технологии вне розничной торговли.

Так что это такое «умный магазин»? RFID наносится производителем на упаковку товара, а инвентаризация и отслеживание содержимого торгового зала происходит при помощи не менее умных полок. Автоматическая касса самообслуживания позволяет быстро и безошибочно идентифицировать товары, выбранные покупателем, производить одним из 4 методов оплату. Ну а ворота безопасности на выходе контролируют факт оплаты выносимого товара.

Анатолий Чубайс познакомил гостей со всей технологической цепочкой магазина, хотя на практике некоторые звенья этого процесса покупатели смогут миновать, сократив процесс до 3 основных звеньев. Итак, процесс покупки начинается вовсе не в магазине, а дома. С домашнего компьютера можно составить список необходимых покупок, а придя в магазин на 1-м терминале посмотреть место их расположения в торговом зале.

2-й этап – наполнение корзины. Когда в нее переместилось все необходимое, корзина помещается в специальный тоннель, где за пару десятков секунд сканируется ее содержимое. При этом ничего вытаскивать и перекладывать не надо. В будущем для сканирования содержимого тележек будет предусмотрен специальный «гараж», хотя и нынешняя система способна идентифицировать до 200 предметов одновременно.

На следующем терминале можно просмотреть в личном кабинете (благодаря картам лояльности) историю своих прошлых покупок, оценить, ничего ли не забыли в этот раз. Этот пункт тоже не является обязательным, в отличие от терминала оплаты. Миновать этот пункт никак нельзя, иначе на выходе на экране телевизора появится информация не только того, что пытались пронести неоплаченным, но и портрет автора деяния (но это будет со временем).

Как поясняет Анатолий Чубайс, благодаря радиометке решается сразу множество задач. Автоматическая система сроков годности на 100 процентов защитит от просроченных продуктов. За счет того, что метку будут ставить сами производители а подделать ее практически невозможно, страна вздохнет от контрафакта. Народ перестанет томиться в очередях, магазины сэкономят на персонале. На полках всегда будет нужное количество необходимого товара, на сладах исчезнет путаница. Дистанционный контроль выноса неоплаченных товаров позволит отслеживать и задерживать правонарушителей.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2