news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Татарский ансамбль песни и танца провел первую открытую репетицию смелой постановки Георгия Ковтуна

В авторском либретто «Священные сады» занято более 80 артистов – инструменталисты, вокалисты и танцоры овладевают акробатикой и пробуют себя в драме.

(Казань, 9 ноября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня на собственной базе в Казани Татарский государственный ансамбль песни и танца провел первую открытую репетицию смелой постановки санкт-петербургского режиссера, заслуженного деятеля искусств России Георгия Ковтуна по мотивам легенды Волжской Булгарии «Священные сады» – «Изге бакча». 

В основу сюжета двухактного спектакля легла старинная легенда о цветущих яблоневых садах, окружавших Булгар. Увы, они были уничтожены вместе с городом. Мудрый хан задумал воссоздать сады, но не успел – он был убит. Дочь правителя решает продолжить дело отца, в чем ей помогает отважный юноша-джигит. Он отправляется в долгое путешествие по Шелковому пути, на котором его ждет множество испытаний и соблазнов. На «путь истинный» его постоянно возвращает лишь мысль о родном крае – в постановке это голос муэдзина, искусно вплетенный в музыкальную ткань спектакля. Ему предстоит пройти весь путь, подняться на небеса и принести живую яблоневую ветку, только тогда сады зацветут вновь, а мир и гармония будут восстановлены.

В постановке заняты более 80 артистов. Для того чтобы воплотить режиссерский замысел, инструменталистам, вокалистам и танцорам ансамбля пришлось овладеть акробатикой, актерским мастерством и фундаментально подойти к проработке сложных драматических образов. На выходе, по словам маэстро, зрителю будет представлен полноценный «ролевой» спектакль. Постановка уходит корнями в историю и национальную культуру татар, однако хореография и музыкальное сопровождение представляют собой синтез традиционных и современных элементов, культурный и жанровый сплав.

«Татарский зритель заново откроет для себя артистов ансамбля. Они переступили через себя и сделали шаг вверх. Использовано было огромное количество элементов, ранее не освоенных ими: очень много акробатики, современной хореографии. Хор танцует так же, как и балетная группа. Оркестр тоже не стоит на месте. Все живые группы, которые только есть на сцене, все в движении. И в этом, на мой взгляд, заключается новшество», – подчеркнул Георгий Ковтун.

«Мы изображаем путешествие героя по Шелковому пути, и, конечно, здесь идет смешение традиционных и современных элементов. Мы позволяем себе делать то, чего просто нет в народном татарском танце, – объяснил маэстро. – Герой попадает в разные страны, спускается в подземелье и поднимается на небеса, встречая шаманов и удивительных существ. Мне не важно, откуда я беру танец, я смешиваю краски и рисую картину, получаются некие образы. Самая главная идея этого спектакля – это мысль о том, что только живое может дать живое. Человек должен пройти суровый путь, чтобы вернуться к себе на родину и возродить жизнь».

По словам художественного руководителя ансамбля, народного артиста Татарстана Айрата Хаметова, более 500 костюмов будет пошито специально для постановки. Спектакль изобилует массовыми сценами и персонажами. «Мы сохраняем национальный костюм, добавляя туда новые элементы, стилизуем и создаем новую веточку в истории костюма. Пошивочный цех – сердце ансамбля. Эскизы Асель Исмагиловой получились самобытные и очень интересные. Было использовано обилие тканей, страз, мехов, структура и палитра огромны», – поделился он.

Режиссер спектакля рассказал и о новой световой 3-D технологии, которая впервые будет опробована ансамблем. Каждый артист на сцене будет высвечиваться отдельно. Решено было не использовать громоздкие театральные декорации. Одним разборным, обтекающим и мягким арт-объектом с помощью грамотного света выстроится общая картина постановки.

«Мы работаем с вашим музыкальным гением Радиком Салимовым, и это уже шестой татарский композитор, которого я открыл для себя, – заметил Ковтун. Я работаю с ним с большим удовольствием, это удивительно талантливый человек, с ним легко».

«Когда Георгий Анатольевич приехал, первое время мне было совершенно непонятно, как он мыслит, – откровенно признался Радик Салимов. – Я показывал ему какие-то первоначальные эскизы, потихонечку стал видеть, чего он не любит, например, ударные. Нужно было дойти до определенного понимания, что эти ударные должны быть неким шумом, а он любит прозрачность фактуры. В то же время мы вели активные беседы в ансамбле о том, что надо сохранить суть татарского национального звучания. С одной стороны, был Георгий Анатольевич со своим видением, с другой – наши дискуссии в ансамбле и мои профессиональные амбиции. Замысел диктовал ту или иную форму композиции. За персонажем шамана, например, мы закрепили очень сильную ритмическую структуру, этнические, архаичные звуки. В других образах преобладают ударно-медитативное начало. Государственный ансамбль между собой балансировал, создавая этот сплав».

«Все, что замкнуто, в какой-то момент перестает развиваться. Красота этой программы именно в том, что здесь очень эклектично сочетаются разные стили и жанры. Мы выходим за рамки такого узкого традиционного понятия, как татарский государственный ансамбль, раскрываем себя. Это должно быть очень интересно не только татарской публике, стоит задача создания программы, интересной широкому зрителю. Я думаю, это нам удается. Господин Ковтун у нас один из самых плодовитых с точки зрения постановки специалист, это человек, имеющий огромный опыт. За год работы с ним мы очень сильно выросли в техническом и художественном плане. Мы научились делать все. И это комплимент в его адрес. В нем живет огромная стихия танца, природная энергия», – заключил главный хормейстер ансамбля, заслуженный деятель искусств РТ Нияз Гараев.

Премьера экспериментальной философско-исторической драмы ждет казанского зрителя 12 декабря на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2