news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Тахир ХАДЕЕВ:

«Большой угрозы скопление саранчи не представляет»

50 лет назад в Татарии с саранчой расправлялись с помощью дуста. А на этот раз, когда злостные вредители активизировались вновь, из бюджета республики выделено более 1 миллиона рублей на закупку ядохимикатов. О борьбе за судьбу урожая в условиях неожиданно объявившейся на территории Татарстана перелетной саранчи корреспондент агентства «Татар-информ» беседует с руководителем филиала ФГУ «Российский сельскохозяйственный Центр по РТ» Тахиром Хадеевым.

Тахир Галимзянович, откуда к нам прибыл этот злостный вредитель?

Т.Х.:
Насекомые прилетели (пока это точно не установлено) из Оренбургской области или мигрировали из Самарской области. Хочу обратить внимание: вредитель появился в республике не этим летом – он обосновался в Ютазинском районе осенью, отложив яйца. Весной саранча активизировалась.
Нашествия саранчи в нашей республике не наблюдалось около 50 лет. Тогда со злостным вредителем удалось расправиться с помощью дуста - сильнодействующими препаратами аграрии РТ тогда не располагали. Были проведены и необходимые агротехнические мероприятия.
Саранча относится к числу особо вредных насекомых. Появляется она в засушливые периоды лета. Скорость полета взрослой саранчи 8-10 км/ч. Насекомые всегда используют попутный ветер – так они преодолевают большие расстояния. Летят вредители и под небольшим углом к ветру на высоте 100-200 м.
Саранча очень прожорлива. Насекомое съедает в день зеленой растительности в 2-3 раза больше, чем весит само. Каждая особь за свою жизнь поедает около 50-100 гр. зеленой массы. И только 5 процентов съеденной пищи усваивается. Поэтому вредитель всегда испытывает голод.
Саранча появилась в Ютазинском районе Татарстана. И это неслучайно – насекомые выбирают южную окраину региона, где больше всего солнечного тепла. Вредителям «нравятся» засоренные и необрабатываемые почвы, где они откладывают яйца.
В Ютазинском районе в заброшенном яблоневом саду на территории Ташкичуйского сельского поселения мы обнаружили до 15-20 штук насекомых на квадратный метр площади.

Чем может обернуться нашествие саранчи для сельского хозяйства Татарстана?

Т.Х.:
Большой угрозы это скопление насекомых не представляет, но необходимо оперативно проводить борьбу и профилактические мероприятия. Уничтожать вредителей лучше на стадии личинок, которых хорошо берут многие ядохимикаты. Когда саранча встает на крыло, тогда уже приходится пятикратно и даже десятикратно увеличивать дозы препаратов.
Сегодня главная задача – повсеместно проводить мониторинг посевов и зеленой растительности, которые саранча может облюбовать для своего обитания.
Сразу же после обнаружения саранчи мы оповестили все органы власти республики о надвигающейся угрозе. В Ютазинском районе были оперативно проведена необходимая обработка с помощью ядохимикатов. Сегодня эта работа уже близится к завершению. Опасный очаг почти полностью локализован. Но это ни в коем случае не позволяет нам расслабляться – мониторинг проводится с той же интенсивностью.
О появлении саранчи я оперативно доложил заместителю Премьер-министра РТ – министру сельского хозяйства и продовольствия Марату Ахметову. При министерстве был создан штаб по ликвидации саранчи и предупреждению ее дальнейшего распространения. Поставлена конкретная цель: полностью уничтожить этого злостного вредителя на территории Татарстана.

В каком объеме выделены средства на борьбу с вредителем?

Т.Х.:
При Минсельхозпроде РТ создан специальный фонд. Руководитель любого сельхозпредприятия может сюда обратиться и бесплатно получить ядохимикаты для уничтожения саранчи. В целом фонд располагает препаратами (в денежном измерении) на 1 млн. рублей.

А какой же объем ядохимикатов предусмотрен для этих целей?

Т.Х.:
Ограничений в этом деле не должно быть. Необходимый перечень препаратов есть. В случае необходимости обработка посевов будет вестись с воздуха – с авиационными предприятиями достигнута договоренность. С наземными службами мы также договорились о совместных действиях.

Вы сказали, что саранча подстраивается по поток ветра. А если, скажем, погодные условия изменятся так, что подует ветер со стороны Казахстана, где ведется борьба с этим вредителем.

Т.Х.: Мы к этому готовы. Есть все: и люди, и препараты. В целом в Татарстане насчитывается более 1500 агрегатов для распыления ядохимикатов против саранчи.
Необходимо учесть и тот факт, что жара в нашей полосе стоит относительно недолго, а саранча любит высокую температуру воздуха.

Тахир Галимзянович, нашествием саранчи обеспокоены и казанские дачники. Они утверждают, что вредитель появился на их участках.

Т.Х.:
Это не саранча, а местная кобылка, почти что стрекоза, которая не приносить вреда растительности.

Подготовила Ирина ИГНАТЬЕВА.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2