news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Сюмбель ТАИШЕВА: «Задача государственных молодежных изданий – просвещение молодежи, ориентация на позитивный настрой к жизни»

Сюмбель ТАИШЕВА: «Задача государственных молодежных изданий – просвещение молодежи, ориентация на позитивный настрой к жизни»

Пресс-конференция, посвященная проблемам детско-юношеских печатных изданий, состоялась в 19,92 Kbагентстве «Татар-информ». В ней приняли участие заместитель генерального директора Агентства РТ по массовой коммуникации «Татмедиа» Сюмбель Таишева, главный редактор газеты «Молодежь Татарстана» Рамиль Кадыров, главный редактор газеты «Сабантуй» на татарском языке Айдар Гимадиев. Вел пресс-конференцию генеральный директор агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский.

Какова сегодня ситуация на рынке детско-юношеской печати? Какие современные формы работы вы ищете?
С.Т.: 15 ноября в Государственной думе Российской Федерации состоялись парламентские слушания, на которых с докладом выступил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа» было приглашено на парламентские слушания в качестве участника. Значительную часть своего доклада министр посвятил проблемам национальных изданий. Он особо подчеркнул, что в дальнейшем национальные детско-юношеские издания будут пользоваться поддержкой со стороны государства. Эти издания - особая категория прессы, которой тяжело входить в контакт с рекламодателями и со спонсорами. Практически они являются дотационными в объеме от 80 до 100 процентов бюджета. Поддержка таких изданий со стороны государства была и остается. К слову, совсем недавно к нам обратился журнал «Сабыйга» с просьбой о финансировании, который ранее не финансировался из бюджета «Татмедиа». Агентство приняло положительное решение по этому вопросу.

В нашей республике выходит целый ряд детских и молодежных изданий, многие из них имеют богатую историю. Например, «Молодежь Татарстана» выходит с 1919 года, с 1920 года выходит «Татарстан яшьлэре», часть изданий - 1994 года. Все они нашли своего читателя. Причем, издания выпускаются не только в столице республики. Например, газета «Комеш кынгырау» («Серебряный колокольчик») выходит в Набережных Челнах.

На мой взгляд, сейчас у газет имеется хорошая материальная база. Практически все редакции обеспечены компьютерами, транспортом. Анализируя причины, по которым происходит падение тиражей многих газет, мы приходим к выводу, что сегодняшний молодой читатель ориентирован прежде всего на электронные средства массовой информации: телевидение и Интернет. Электронные СМИ ведут в положительном смысле более агрессивную стратегию продвижения, нежели печатные СМИ.

В то же время есть и успешные газетные проекты. К примеру, газета «Татарстан яшьлэре» - она не финансируется из бюджета, а традиционно высокие тиражи ей обеспечивают специальные акции по привлечению подписчиков.

31,44 KbВ прошлом году в Татарстане была проведена совместная акция всех детско-юношеских журналов – они выехали во все районы республики и провели недели родного языка, приуроченные ко дню рождения Габдуллы Тукая. В качестве одного из мероприятий планируется конкурс детских рисунков по мотивам сказок Габдуллы Тукая и произведений Мусы Джалиля. Хотелось бы отметить, что сами редакции должны найти форму, наиболее удобную для сотрудничества с читателями. Учителя не всегда владеют информацией о детско-юношеских изданиях, это говорит о том, что и с ними нужно вести более активную работу. Отмечу, что сейчас все школы республики, включая сельские, обеспечены Интернетом, этот ресурс также необходимо использовать для контакта с читателем. Например, главный редактор газеты «Сабантуй» Айдар Марсович Гимадиев нашел такой способ, создав интернет-версии газеты.

А.Г.: Коль речь зашла о новых формах работы, необходимо отметить открытие интернет-сайта газеты. Как оказалось, это вещь не очень дорогая. Мы создали сайт, в первую очередь, для привлечения большей аудитории. Мы придерживаемся принципа, что не газета подчиняется интернет-сайту, а наоборот, чтобы электронная версия газеты подчинялась печатному изданию. С появлением сайта нам начали присылать письма из районов Татарстана, из Турции, Финляндии, Японии, Австралии. К тому же для детей Интернет – интересная и увлекательная форма познания.

В течение пяти лет работаем совместно с ГИБДД республики - выпускаем приложение к газете, которое называется «Хэерле юл» («Доброго пути»). Это служит и материальным подспорьем изданию, и привлекает читателей.

Считаем, что для поднятия тиража газеты необходимо изучить запросы аудитории, провести опрос. Мы составили анкету, которую раздаем на встречах журналистов с ребятами. Полагаю, что содержание газеты должно соответствовать и государственным интересам, поскольку мы не желтая пресса. По моему мнению, для проведения опроса мы могли бы объединиться с другими детско-юношескими изданиями, поскольку это услуга дорогая для одной газеты.

С результатами соцопроса напрямую связана наша реклама. У нас есть положительный опыт взаимодействия с телеканалом «Новый век», однако для «штурмовой» рекламной кампании средств не найти, ведь они не предусмотрены в смете ни одной из газет.

С.Т.: В качестве примера хочу рассказать об одном проекте, реализованном в преддверии 1000-летия Казани федеральными журналами «Веселые картинки» и «Мурзилка». В этих изданиях вышли спецномера, посвященные 1000-летию столицы Татарстан. Мы, в свою очередь, оказали им содействие при подборе материалов.

Несколько лет назад перед детскими журналами также встала серьезная проблема выживания, когда государство отказало им в 25,91 Kbфинансировании. Но им удалось сохранить тиражи по 100000 экземпляров. Они проблему решили за счет сотрудничества: с организациями, субъектами федерации.

То же касается и республиканских изданий: редакция получает средства от государства, но полностью перекладывать свои заботы на его плечи было бы не совсем правильно. Необходимо искать иные механизмы. Мы живем в мире, где есть социально-ориентированный бизнес, существуют социально ориентированные продукты и услуги. Есть услуги, которые предоставляются для детей. Необходимо думать над новыми проектами.

Р.К.: Наша газета - одна из старейших молодежных изданий республики. Она называлась «Клич юного коммунара», потом «Комсомолец Татарии», а сейчас «Молодежь Татарстана». Проблема падения тиражей, действительно, актуальна. С другой стороны, у нас уже три года существует сайт, количество посетителей которого непрерывно растет. Его интерфейс мы каждый год обновляем по просьбе посетителей. На сайте для общения молодежи работает форум.

Мы также участвуем в различных проектах, грантах. Например, проект, осуществляемый совместно с Управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – выпускаем приложение под названием «Наркостоп». Также реализуется совместный проект с Министерством образования и науки под названием «Красивая школа». Через этот проект газета становится популярней среди школьников и педагогов.

Стремимся постоянно обновлять газету. Мы изучаем молодежные издания различных регионов России. У всех них проблемы схожи. А в федеральном масштабе молодежного издания нет. «МК» и «Комсомольскую правду» не назовешь молодежными газетами.

По моему мнению, необходима единая рекламная политика для всех молодежных изданий. Мы не можем себе позволить прорекламировать себя. Цены на рекламы большие, у газет таких средств нет. Очень часто нечто обратное: в редакцию приходят за помощью. Например, представители благотворительных детских фондов. Наша газета подписала за свой счет более 300 семей из категории социально незащищенных. Это семьи с детьми-инвалидами, неблагополучные семьи, семьи с низким достатком. Для этой категории населения никакие организации не идут на снижение цен. Последней инстанцией становится сама газета.

Необходимо отметить, что во всем мире только лишь подписка не оправдывает затрат на выпуск газеты. Реализация газеты идет путем продажи в магазинах, газетных киосках. Откровенно говоря, нашу газету тяжело реализовать на местном рынке в киосках «Горпечати» или «Экспресс-печати». Молодежные издания коммунальным предприятием «Горпечать» не воспринимаются всерьез. Без реальной поддержки агентства «Татмедиа» нашей газеты не было бы. Я считаю, что это правильно: молодежная газета требует поддержки государства. Из мирового опыта следует, что детские и молодежные издания – неприбыльные издания.

По данным социологов, 26 процентов жителей Казани – пользователи Интернет, а по Татарстану – каждый пятый, значительная доля из них приходится на молодежь. Как редактора печатных изданий, не боитесь ли вы, что ставка на Интернет приведет к тому, что печатные издания станут еще менее интересны и менее востребованы?

21,37 KbА.Г.: Сайт своей газеты мы создали таким образом: в нем не размещаются все материалы газеты, в частности, нет материалов самих детей. Свои материалы, отправленные по электронной почте, читатели могут найти только в печатном варианте газеты. Интернет и газета – это разные формы работы. Они отличаются и по содержанию, и по дизайну. Газета служит не только воспитанию словом, но и воспитанию эстетического вкуса. Пока значительной интервенции Интернета мы не видим. У газеты есть свои преимущества – ничто не заменит удовольствия подержать в руке свежий номер газеты.

Р.К.: Интернет-технологии развиваются. Но я, как активный пользователь Интернета, могут сказать, что это тоже надоедает. Частенько хочется взять в руки настоящую газету. Думаю, что свой читатель у газет будет, хотя тиражи снизятся.

С.Т.: У этой проблемы есть еще одна сторона - не надо забывать, что медийный рынок Татарстана очень привлекателен. В этом году на этот рынок очень активно начали приходить федеральные СМИ: появилось представительство «Эха Москвы», журнал «Афиша». Мы все понимаем, что москвичи не придут на этот рынок, не составив хорошего бизнес-плана. Их заинтересованность говорит о том, что они видят поле для развития. Конкурентная среда усиливается. На мой взгляд, у республиканских изданий также должна быть стратегия развития. Необходимо обратить внимание на менеджмент, разработать современные маркетинговые подходы для продвижения газеты.

При газете «Молодежь Татарстана» есть школа молодого журналиста, которая действует последние тридцать лет. Для того чтобы поддержать национальные детско-юношеские издания пора создавать такую же школу на татарском языке.

Р.К.: Школа существует 30 с лишним лет. Многие известные журналисты не только в республике, но и в России, являются ее выпускниками. В 2006 году мы совместно с факультетом журналистики КГУ и Агентством «Татмедиа» планируем открыть заочную школу молодого журналиста, что даст возможность старшеклассникам из сельских районов публиковаться на страницах газеты, получать методическую литературу. Мы их обеспечим удостоверениями внештатных корреспондентов и слушателей школы. Школа станет стартовой площадкой для поступления на факультет журналистики.

Татарская молодежная пресса переживает бум. Такие коммерческие газеты как «Акчарлак», «Юлдаш» выходят большими тиражами. Новые брэнды завоевывают рынок. Не мешает ли поддержка государства развитию старых брэндов?
С.Т.: Газеты, о которых вы говорите, ориентированы на «легкие» темы: секс, развлечения, криминальные новости. Новейшие исследования говорят о том, что именно эти три темы являются наиболее популярными и востребованными. Государственные издания не могут себе такого позволить. Их задача – просвещение молодежи, ориентация на позитивный настрой к жизни. У каждого СМИ есть свои функции.

Не было ли у вас – представителей государственных изданий - соблазна уйти в нишу желтых изданий? Какой тематический ряд вы сегодня освещаете на страницах своего издания?
А.Г.: И нам иногда хочется дать материал о Спайдермене на целую полосу. Но мы всегда помним, что наша функция - воспитательная и познавательная. У детей предпочтения меняются мгновенно, они схватывают все, что происходит во внешней среде, моментально. Однако, «вестись» за читательской аудиторией нам непозволительно по моральным соображениям. Я считаю, можно быть успешным на рынке, но в то же время не сохранять достойное лицо издания.

Р.К.: Самой популярной рубрикой нашей газеты среди молодежи является полоса «Зона хитов». Мы хотим развить эту тематику. Однако от общественно-политических материалов отказываться нельзя. Мы не можем ориентироваться на беззаботного, недалекого молодого человека. Мы ориентируемся на молодых интеллектуалов, которые стремятся разбираться и в политике, и в общественной жизни. На страницах газеты должна быть позитивная общественно-значимая информация, а не только «желтые» новости из мира шоу-бизнеса и кроссворды.

Ваши тиражи идут в основном за счет районных или городских подписчиков?
Р.К.: Наш подписчик, в основном, городской житель.

23,9 KbА.Г.: У нас наоборот – больше подписываются дети из сельских районов.

Как вы ведете работу с родителями? Ведь это они решают подписывать детей на газеты и журналы или нет.
А.Г.: Откровенно говоря, плохо. Работа ведется только на уровне встреч с родителями в школах.

Что ждать в ближайшие месяцы читателям от ваших изданий?
Р.К.: Во-первых, с 2006 года наш четверговый номер – «толстушка» будет выходить на 20 полосах, а не на 16, как раньше. Это сделано для того, чтобы она стала более интересной. Там будут реализованы новые проекты: литературная страничка, «Зеркало» и «Подружка». На сайте увеличатся темы форума, появятся рубрики «Знакомства» и «Поздравительные открытки».

А.Г.: Новогодний номер мы посвятим детским играм. В одном из январских номеров осуществим проект по обучению детей рисованию. Также мы пришли к выводу, что имеет смысл выпускать приложение развлекательного характера.

С.Т.: Следующий год будет очень насыщен различными мероприятиями, в которых смогут принять участие и детско-юношеские издания. Это и медиа-форум, и конгресс региональных национальных СМИ, различные PR-проекты, связанные с юбилеями Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля. Мы призываем наши издания принимать участие в проекте www.tatmedia.com. Этот сайт призван объединить все СМИ нашей республики и служить дополнительной мерой для рекламы изданий.

Материал подготовила Диляра Рахимова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100