news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Спецвыпуск//САФАКУЛЬСКИЕ ТАТАРЫ//ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ//28 декабря, №1

Труды известного учёного-филолога Фарита Юсупова известны всему миру.

Его перу принадлежат многочисленные монографии, научные статьи по татарской диалектологии, этнической истории и духовной культуре татарского народа, школьные учебники, программы и учебные пособия по татарскому языку.

Наиболее значимыми среди них являются: “Татарские говоры Южного Урала и Зауралья” (Казань, 1979), “Неличные формы глагола в диалектах татарского языка” (Казань, 1985), “Изучение татарского глагола” (1986), “Татарские диалекты. Уральские говоры” (Казань, 2003), “Морфология татарского диалектного языка. Категории глагола” (Казань, 2004), “Красноуфимские татары: история, язык, фольклор” (Казань, 2004) и др.

Юсупов Фарит Юсупович - доктор филологических наук, профессор Казанского государственного университета, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член-корреспондент “Турецкого Лингвистического общества”. Кембриджским биографическим центром (Англия) он внесен в энциклопедию “Знаменитые люди XX века”.

С его именем связано создание отделения татарской филологии в филиале КГУ в г. Зеленодольске. Он долгие годы руководил этим отделением и по сей день осуществляет преподавательскую деятельность в филиале. Кроме этого, профессор читает лекции также школьникам гимназии №5 в г. Зеленодольске. Привязанность учёного к данному городу легко объяснима, поскольку он сам родом из Зеленодольского района и прилагает немало усилий для просвещения своих земляков. Фарит Юсупович постоянный участник конференций и семинаров, проводимых в городе. Всю свою жизнь он служит татарскому народу. Продвигает татарский язык и культуру. Учит истории родной нации.

На днях вышла его очередная монография, которая называется “Сафакульские татары: история, язык, фольклор”. Книга посвящена комплексному изучению этнографической группы татар, проживающих в Курганской и Челябинской областях Российской Федерации. На основе архивных источников, а также материалов, собранных автором на протяжении более сорока лет в ежегодных диалектологических экспедициях, показана сложная история формирования, самобытность языка, богатство духовной культуры сафакульских татар. Это первая книга такого плана. До этого все данные аспекты рассматривались отдельно разными учеными. Ни одна из этнографических групп татар ещё не была изучена и освещена комплексно в одной монографии. Книгу смело можно назвать памятником сафакульским татарам. И они достойны этого, в чём легко убеждаешься, прочитав книгу.

Примечательно и то, что предисловие к монографии написал сам губернатор Курганской области О.А. Богомолов. И в ней есть такие строки: “…С большой радостью узнал о том, что профессор Казанского государственного университета Фарит Юсупович Юсупов подготовил к изданию книгу “Сафакульские татары: история, язык, фольклор”, целиком основанную на материалах, собранных в Курганской области. Это доброе и нужное дело. На территории нашего края славянские и тюркские народы на протяжении более четырех веков живут в мире и дружбе. Когда русские первопроходцы в конце 16 столетия пришли осваивать плодородные земли, расположенные за седым Уралом, здесь уже проживали татары и башкиры. Поэтому мы никогда не считали татар диаспорой. Они – коренные жители нашей области.

Сегодня в Зауралье татары – вторые по численности после русских. Администрация (Правительство) Курганской области высоко ценит вклад 22 тысяч татар в социально-экономическое и культурное развитие области, укрепление сотрудничества и дружбы между народами …”. Признание заслуг народа чиновником такого уровня дорогого стоит. Особенно в наше непростое время.

Монография объёмная – 607 страниц. В ней сафакульские татары изучены со всех сторон. На основе архивных документов показана история происхождения этой группы. Мы узнаём, что в формировании данной этнографической группы татар участвовали не только казанские, но и изрядная доля сибирских татар. При этом указывается, что огромные земли Челябинской и Курганской областей изначально принадлежали татарам. Сначала это были земли Сибирского ханства. А после покорения Сибири русскими сюда для охраны южных границ России были приведены сафакульские и ичкинские татары. Это были служилые татары, и относились они к дворянскому сословию. За заслуги перед царским правительством им были дарованы огромные земельные угодия. Земли были очень богатые: леса, поля, реки и большое количество рыбных озёр. О том, что царское правительство ценило татар данных групп, говорит тот факт, что при коронации российских императоров всегда присутствовали несколько представителей сафакульских и ичкинских татар.

В книге проведён тщательный анализ языковых особенностей сафакульских татар. Не пропущена ни одна фонетическая, морфологическая или лексическая особенность. Учтены малейшие нюансы языка. Автор данных строк убедился в этом на личном примере во время совместных экспедиций с Фаритом Юсуповичем.

В диалектологии принято относить сафакульский говор к межъязыковому говору: между татарским и другими тюркскими языками, в частности, башкирским и казахским. И только Фарит Юсупович всегда утверждал, что сафакульский говор относится к среднему диалекту татарского языка. В книге приведены все аргументы в пользу этого. Во-первых, сами сафакульские татары считают себя татарами и отличают себя от проживающих здесь башкир. Во-вторых, все архивные и исторические данные, которые автор приводит в огромном количестве, показывают, что они в большинстве своем выходцы из казанских татар. Об этом же говорят и найденные родословные. Здесь, в Курганской области, они перемешались и с сибирскими татарами. На это указывают языковые особенности и их антропологические черты. В-третьих, особенности языка. Конечно, нельзя сказать, что язык сафакульских татар совсем не включает в себя особенностей других тюркских языков. Ведь они долгое время прожили в соседстве с башкирами и казахами. Но эти особенности встречаются и в других говорах татарского языка. Особенно в тех, которые распространены на территории Башкортостана. В-четвёртых, фольклорный материал, который, имея собственные особенности, в принципе, тождественен с фольклором остального татарского народа. И, наконец, в-пятых, материалы топонимии также указывают на татарское происхождение сафакульцев.

В книге приведен огромнейший фольклорный материал, включая и детский: игры, сказки, баиты, дастаны, мунаджаты, заговоры, верования, обряды и обычаи. Среди обрядов есть обряды свадьбы, похорон, и различных уникальных праздников. Всё это делает книгу не только узконаучным трудом, но и популярным. Каждый желающий может прочитать сказку из книги на ночь своему ребенку или спеть колыбельную. Благо здесь приведены и ноты всех песен. А игры можно предложить для работы в детских садах и школах.

Особое место занимают легенды о происхождении деревень и материалы по топонимике региона. Они дают нам очень много информации о происхождении, нравах и психологии местного населения.

Про эту книгу можно было бы еще очень много написать. Но лучше её прочитать, что мы и рекомендуем.

Существует еще один момент, связанный с сафакульскими татарами. Дело в том, что Сафакулевский район Курганской области и Зеленодольский район республики Татарстан являются районами-побратимами. Существует тесный контакт между ними. Делегации с обеих сторон побывали друг у друга в гостях. Так, правительственная делегация из Татарстана побывала в Сафакулевском и Шадринском районах Курганской области. Побывали на сабантуе в деревне Ичкино. Представители делегации интересовались преподаванием татарского языка в местных условиях, подарили им учебники татарского языка. Делегация из Курганской области нанесла ответный визит в Зеленодольский район. И сейчас сотрудничество между двумя районами успешно продолжается. А иначе и нельзя, ведь мы одна нация, разбросанная по всему свету, и поэтому обязаны помогать друг другу.

Хочу искренне поздравить Фарита Юсуповича с выходом великолепной монографии и пожелать ему здоровья и дальнейших творческих успехов.

Олег Хисамов,

кандидат филологических наук

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400