news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Спецвыпуск//"ЭТИ БЕЗРАССУДНЫЕ ТУРКИ"//16 марта, №10

Именно под таким странным названием вышел в свет турецкий роман-бестселлер, принадлежащий перу Тургута Озакмана и основанный на реальных документах.

28,04 Kb

Это произведение описывает события, действительно происходившие на многострадальной анатолийской земле, однако в нём по воле автора присутствуют - для лучшего эмоционального отображения исторической эпохи и с целью заинтересовать читателя - и некоторые вымышленные образы.

... Автор, посетив с товарищами 30 августа 1948 года Холм Победы, что возле города Кютахья, исторические места, которые подверглись империалистической агрессии греческой армии, начал свой масштабный роман с простых путевых заметок, но, будучи патриотом, постепенно втянулся в архивное собирание материалов и написал весьма значительную книгу.

В начале 20-го века множество трудностей и испытаний выпало на плечи как российского, так и турецкого народа, порой эти исторические ситуации и проблемы были параллельными, можно выразиться, одновременными.

Антанта с севера и с юга пыталась ослабить и без того изнемождённую Россию.

Турецким народом в этот период также велась война против вошедших в сговор хищников - империалистов: Англии, Франции, Италии, Греции. Об этих событиях и написан роман Тургута Озакмана.

Уже в 1992 году турецкий Департамент телевещания, проявив интерес к произведению, обратился с просьбой к автору написать об Освободительной войне и специально для постановки на телевидении, и по этой причине руководство канала ТРТ (Тюркийе Радио ве Телевизйон курулу) первоначально занесло в бюджет 90-минутный фильм, затем было принято решение о создании грандиозной картины из трёх частей, позже - из шести!

Как известно читателю ещё из школьных учебников, в начале 20-го века Европу потрясло убийство сербским террористом в Сараево эрцгерцога Фердинанда.

Страны империализма, жаждавшие раздела мира, только и ждали причины, чтобы удовлетворить свои хищнические аппетиты, и в результате в войну было втянуто тридцать стран и погибло десять миллионов человек.

Лорд Китчнер, министр английского военного ведомства, произнёс свой милитаристский лозунг: «Мы будем вести войну до уничтожения Турции!»

Исходя из секретных соглашений, итальянцы должны были захватить юго-западную Анатолию (в том числе и Измир), французы, активизировав для использования себе на благо армянскую «пятую колонну» - Чукурову, англичане - юго-восточную Анатолию и Мосул, являющийся удобным плацдармом для ведения боевых наступательных действий практически во всех направлениях.

Воинские сухопутные подразделения туманного Альбиона должны были войти в Чанаккале, Муданью, Самсун и Мерзифон, потомки галлов - в Восточную Тракию и Зонгулдак, наследники славы Римской империи - в Конью. Да, здесь и нашёл своё новое отражение римский принцип «разделяй и властвуй».

Стамбул - подобно Берлину середины 20-го века - должен был быть занят, оккупирован несколькими империалистическими державами.

Румы должны были создать государство «Понтус» на восточном побережье Чёрного моря.

Греческий националист, премьер-министр Элефтериос Венизелос, был поджигателем «мегали идеа» - идеи «собрать все греческие и эллинские земли под одним знаменем». Его в этом провоцировал и английский премьер-министр Ллойд Джордж, подводя черту под реваншизмом: «Греция - наследница Османской империи».

Впоследствии Греция явилась инициатором создания на территории Турции румского государства Иония, для чего в лихорадочном порядке начали формироваться отряды «Политофилакион» из вооружённых этнических румов возрастом от 16 до 55 лет.

Город Измир и пролегающие к нему территории, обещанные ещё ранее итальянцам, по предложению Ллойда Джорджа, передавались вошедшим в неимоверный аппетит грекам.

Греческие войска прибыли в Анатолию на английских судах и высадились в Измире в мае 1919 года под прикрытием английских, французских и ... американских (!) военных кораблей.

В сентябре 1919 года в Сивасе состоялся Конгресс выборных представителей, который организационно оформил новое движение сопротивления и образовал Исполнительный комитет под председательством Кемаля. Конгресс принял «Национальный обет», предусматривавший ... полную независимость.

Летом 1920 года греческие войска продолжали наступление на турецкие провинции.

Как провозглашает российская мудрость, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Греческие военные корабли подвергли турецкие города черноморского побережья - Синоп, Самсун и Эрегли - массированному артобстрелу. По этой причине турки, дабы предупреждать бомбардировки или возможные высадки десанта с английских или греческих кораблей, на возвышенностях побережья Чёрного моря организовали посты наблюдателей, однако, ввиду отсутствия материалов, обеспечивающих телефонную связь, решено было передавать информацию на другие посты по цепочке при помощи цветных флагов, при «технических невозможностях» - курьерами.

Армяне, раззадоренные империалистическими странами, захватили Каре.

До этого и в 19-м столетии великие державы, в том числе и царская Россия, «... использовали армян как орудие ослабления Османской империи ... но после мировой войны, когда нужда в этом отпала, армяне были предоставлены своей собственной участи». (Джавахарлал Неру, «Взгляд на всемирную историю», т. 3, Москва, 1977, с. 158)

«Армянский народ жил в основном в долинах, в то время как в горах обитали курды, которые ... не могли быть покорены никакими завоевателями. Курды и армяне всегда были смертельными врагами. Жители армянских долин, занимающиеся земледелием и торговлей, постоянно подвергались нападениям со стороны занимавшихся разбоем курдов. Курды же сыграли ужасную роль во всех погромах ...». («Энциклопедия преступлений и катастроф. Геноцид и массовые репрессии», издательство «Литература», 1996, с. 271 )

Десятки турецких патриотов, присутствие которых на политической арене не устраивало султана, были сосланы англичанами в ссылку на остров Мальта.

«До (первой) мировой войны почти вся Аравия была под турецким контролем или признавала сюзеренитет Турции. Но в Неджде эмир Ибн Сауд был главой мусульманской общины, или секты, называемой ваххабитами... Англичане давали им всевозможные обещания и подстрекали их к восстанию против Турции». (Джавахарлал Неру, «Взгляд на всемирную историю», т. 3, Москва, 1977, с. 173). Таким образом, как это ни странно, именно подданные британской короны были первыми спонсорами, вдохновителями ваххабитов... На юго-западе Аравии расположен Йемен. Правитель Йемена на протяжении всей войны оставался дружественным, лояльным по отношению к туркам, однако, будучи отрезанным от пространства военных действий, он активность не проявлял, и после отделения саудовских ваххабитов от подчинённых туркам территорий Йемен стал независимым государством.

Россияне привыкли видеть турок ревнивыми, держащими своих жён и дочерей, не позволяя им даже работать, взаперти дома.

Автор по этому случаю считает уместным констатировать, что Муаммер Мурат, редактор некогда открывшейся в постперестроечной Казани турецкой газеты «Заман», фотографировал казанских женщин, которые разбрасывали по долгу службы горячий асфальт во время дорожных работ, сопровождая процесс фотографирования репликами типа: «эксплуатация женщин — да такое в Турции невозможно!»

Однако если взглянуть на фотофакты книги Тургута Озакмана, обращавшегося к многочисленным документам, можно обнаружить и повествования о женщинах - турчанках, которые даже носили на себе тяжёлые боеприпасы на передовую!

Много турецких женщин, помогая победе, решило стать в трудное для родины время медсестрами, санитарами, рабочими по ремонту разрушенных железнодорожных путей, сборщиками боеприпасов...

Турецкие женщины под руководством Халидэ Эдип собрались в Учительской школе Анкары, и Халидэ призвала их передать личные ценности для нужд родной армии, в ответ на это большинство турецких женщин тут же добровольно рассталось с имевшимися деньгами, кольцами, браслетами и другими драгоценностями. (Подобные почины были и у россиян!)

Антанта была сильна, конечно, «но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней!»

И в Москве, в результате советско-турецких переговоров, было подписано соглашение о дружбе, следуя букве которого, Советы обязались охранять южные границы государства.

Большевики также посчитали исторически необходимым - дабы не оставались в руках англичан проливы Чанаккале и Стамбула - помочь молодой турецкой армии оружием и боеприпасами и в течение года передать ей десять миллионов рублей. (Надо добавить, что деньги турецким патриотам присылала и Индия, народы которой ненавидели английских оккупантов).

Ллойд Джордж был очень недоволен сближением советской и турецкой сторон, поэтому его только обрадовала готовность греческого правительства к войне за захват ближневосточных территорий.

23 марта 1921 года греческие войска, поощрённые зелёным светом со стороны англичан, двинулись с целью захватить турецкие города Эскишехир и Афьон.

Айрат ГАЛИМЗЯНОВ

(Окончание следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400