news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Соотечественники//ЭМИГРАНТЫ В ЯПОНИИ И КИТАЕ//26 февраля, №8

В апреле 1935 года колония провела траурные заседания и доклады, посвященные годовщине смерти тюрко-татарского поэта Габдуллы Тукая, а также памяти Юсуфа Акчуры, Мажита Гафури, азербайджанского просветителя Гали Мардана Тубчибаша.

(Продолжение. Начало в №6-7). В русскоязычных шанхайских газетах «Слово» и «Шанхайская Заря» время от времени появляются статьи и заметки о жизни тюрко-татарской колонии. Например, заметку о Гали Мардане Тубчибаше написал некий Кадир. По всей вероятности, это известный среди тюрко-татарской диаспоры востоковед, просветитель и педагог Закир Кадыри, живший и работавший в Харбине и Шанхае.
В 1935 году община насчитывала около 120 человек. Если принять во внимание, что членами общины могли быть только мужчины, то с учетом семей (в среднем каждая семья - 4 человека) можно утверждать, что общая численность татаро-башкирской колонии в Шанхае составляла 400-450 человек. Всего же русская (российская) колония в Шанхае в разные годы насчитывала от 20 до 50 тысяч человек. Такой разброс объясняется тем, что Шанхай, по сути, стал перевалочной базой для беженцев российского происхождения, которые перебирались в Шанхай, с тем чтобы отправиться искать счастья в дальние страны... В 1935 г. в «Шанхайской Заре» в заметке о жизни татаро-башкирской общины говорилось: «Наша колония, хотя и небольшая численно, зато крепкая. Как на один из фактов работы Общины можно указать, что ранее умиравших сородичей хоронили на разных кладбищах, вместе с инаковерующими, но после энергичных хлопот Общине удалось договориться с индусскими мусульманами и получить возможность хоронить членов колонии на магометанском кладбище на Авеню Жоффр». И еще одно сообщение: «Смерть Х. Валиахметова. В ночь на 7 марта в Муниципальном Изоляционном госпитале скончался после продолжительной болезни Хайдар Валиахметов. Покойный был ветераном гражданской войны, совершил Великий Сибирский поход, а в эмиграции уже состоял в рядах Шаньдунской армии. Х. Валиахметов - уроженец Самарской губернии Бугульминского уезда. Местная община тюрко-татар Китая позаботилась о похоронах покойного. На похоронах присутствовали секретарь правления общины Р. Х. Фаткуллин, члены правления М. Халиуллин и другие члены общины и друзья покойного». «Мы всеми силами боремся, - заявил редакции «Шанхайской Зари» член Тюрко-Татарской общины, - чтобы никто из нашей колонии не попал бы в беду, и не стал бы попрошайничать. В этом отношении мы принимаем всевозможные меры, которые, как видят жители города, вполне радикальны, так как ни одного нищего татарина на улицах Шанхая найти нельзя. При оказании же малейшей помощи наши татары стараются выбираться снова на правильный путь. Как на пример укажу на одного хромого татарина, который явился к нам с тем, чтобы мы ему оказали какую-либо помощь, так как он сильно нуждается. Мы предложили ему начать торговлю газетами, так как это ему, как безногому, более доступно. Дали ему два доллара, и он ушел, а через два месяца он возвратил Общине два доллара и еще сделал маленькое пожертвование, сказав, что он сейчас начал зарабатывать себе на жизнь и ему вполне хватает. Этого татарина, торгующего газетами на Авеню Жоффр, знает весь Шанхай. Многие на его месте пропили бы деньги и стали бы снова просить. Другим неимущим татарам, желающим торговать по деревням вразнос, мы даем поручительства и достаем товар в кредит. Лингвистические способности членов нашей колонии и предупредительно-вежливое отношение к крестьянам-покупателям [китайцам - Л. Ч.] создает у них постоянную клиентуру и дает возможность существовать».
Большую роль в сплочении общины сыграл литературно-художественный кружок тюрко-татар, созданный в 1930 году. На заседаниях кружка обычно зачитывались доклады и проводились дискуссии, а также вечера, посвященные выдающимся представителям национальной интеллигенции - поэтам, писателям, ученым. На страницах «Шанхайской Зари» довольно часто помещаются заметки такого содержания:
«Вечер Юсуфа Акчуры. Завтра в помещении Украинской Громады, Литературно-Художественным кружком тюрко-татар устраивается вечер памяти Юсуфа Акчуры.
Члены кружка надеются, что тюрко-татарская колония сочтет своей обязанностью посетить этот вечер, чтобы отдать дань уважения памяти покойного». Руководитель (председатель) кружка К. Ахмеди проводил разнообразную общественную работу, знакомя членов общины с историей жизни тюрко-татар, азербайджанцев и кавказцев за последние 50 лет. Перу К. Ахмеди принадлежало несколько пьес, повестей, он часто писал в газетах о деятелях тюрко-татарской культуры.

Лариса Черникова

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400