news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Соотечественники//БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ У НАРОДОВ РОССИИ НЕТ БУДУЩЕГО//2 июня, №21

Круглый стол, состоявшийся в отделе национальных литератур Тюменской областной библиотеки, собрал активных участников  татарского национально-культурного движения. Шел заинтересованный разговор по теме «На пути национально-культурного развития. Проблемы и перспективы». Инициатором организации мероприятия выступила общественная областная организация татарских женщин «Ак калфак».

К сожалению, в настоящее время  процесс национально-культурного развития переживает кризис. Упадок  начался  уже 7-8 лет тому назад. В 1997 году  решением областного комитета по культуре был ликвидирован областной  Центр татарской культуры, сельские клубы остались без методической помощи. Закрыта лаборатория языка и истории сибирских татар. Не претворяются в жизнь решения съездов и конференций. Из года в год уменьшается  финансирование национально-культурных мероприятий. Сокращается количество часов, отводимых на изучение татарского языка, более 80 процентов детей-татар  не  имеют возможности изучать свой язык.  Дополнительное образовательное учреждение, которое было открыто с целью подготовки базы для создания в городе Тюмени татарской школы или гимназии,  превращено  в учреждение  гуманитарного образования для всех диаспор, пребывающих в нашем городе,  – центр  «Этнос». Не возрожден статус национальной школы ни в Тюмени, где в школах обучается более 5000 детей-татар, ни в Тобольске с 2500 детьми-татарами. Вновь созданный  в Тюмени Центр татарской культуры  не удовлетворяет культурные запросы населения города, зато его работа вполне устраивает комитет по городской культуре. В результате оптимизации  областного бюджета закрываются   маленькие школы, клубы, библиотеки. В Тюмени ликвидирована   библиотека № 10, которая имела богатый фонд татарской литературы и проводила большую культурно-массовую работу  с татарским населением. Руководители департамента  образования и науки теперь не считают нужным  иметь в штате работника, знающего специфику и проблемы  татарских школ. Помещение, выделенное татарской общественности,  уже лет пять тому назад возвращено администрации из-за того, что безденежной национально-культурной автономии (НКА)  его содержание стало не под силу. Не имеет никакой государственной поддержки самодеятельный театр «Сафар», женская и молодежная областные общественные организации.

Штатные единицы Тобольского Центра культуры  за  последние  годы сокращены наполовину. Грядет реорганизация муниципальных учреждений культуры в некоммерческие автономные организации. Трудно представить, к каким результатам приведут эти преобразования. 

В последние годы органами власти прекращена поддержка  деятельности  мусульманских культовых учреждений. Из-за  резкого уменьшения количества часов на изучение родного языка, выпускники татарских отделений вышеупомянутых  учебных заведений оказались невостребованными. Последней чашей терпения  широкой общественности явился тот факт, что представители власти грубо вмешались в ход подготовки и проведения  областной отчетно-выборной конференции НКА, чем четко выразили  свое  нежелание вникнуть в суть накопившихся проблем. 

На круглый стол пришли те, кого очень волнуют  эти проблемы.

- Чего мы достигли за годы демократических преобразований, что утратили из достигнутых успехов по национально-культурному возрождению?

- В чем заключаются причины упадка образования и культуры, кризиса национального движения в области?

- Какими вы видите пути дальнейшего продвижения вперед, полноценного развития национальной культуры? – круг вопросов, обсуждавшихся на круглом столе. 

Рифкат Насибуллин (главный специалист комитета по делам национальностей администрации Тюменской области):

 - В  конце 80-х годов начался процесс национально-культурного возрождения. За эти годы   достигнуто было многое. Заметное оживление началось после I областного съезда  татар, который состоялся в декабре 1990 года. Однако через 8-10 лет наши достижения пошли на убыль. Видимо, причиной тому явился экономический кризис в стране. Неблагоприятно сказалась на развитии национального образования и культуры оптимизация бюджетных средств. Количество сельских татарских школ со 118 сократилось до 63. До минимума (2) сократилось количество часов, отводимых на татарский язык и литературу. Закрылось немало сельских клубов, но организуются выездные бригады, обслуживающие деревни. Думаю, что не надо сильно драматизировать события.

Валима Ташкалова (руководитель комиссии по культуре областной НКА):

- Произошла некая остановка. Причины, может быть, надо искать и в личностях. Есть и объективные причины. Оптимизация сыграла очень плохую роль в культурном возрождении. Особенно пострадали сельские жители. Они и так-то или не имели очагов культуры,  или очаги эти были очень слабые, ведь в сельских клубах в основном работают люди, не имеющие профессиональной подготовки. Теперь в районах и телепередачи «Очрашулар» не могут смотреть. Большой утратой явилось закрытие областного Центра татарской культуры: в городе Тюмени нет теперь такого очага культуры, где можно было бы пообщаться друг с другом. Давайте признаемся честно, что  культура поддерживается очень слабо. Кроме финансирования трех крупных мероприятий в год – это чтения Булата Сулейманова, Дни культуры и детский фестиваль «Утренняя заря» - нет никакой помощи. Надо сказать большое  спасибо комитету по делам национальностей администрации области во главе с Алексеем Мальчевским за то, что он берет на себя основные функции, которые должен выполнять комитет по культуре. Детские фестивали, конференции, Сабантуи проводятся при финансовой поддержке  именно этого комитета.  В развитии культуры в последние годы  стал оказывать поддержку Татарстан. Наиболее благотворным является  сотрудничество в области науки.  Пора поднять вопрос о заключении с Татарстаном нового договора  о  культурном сотрудничестве. Спасибо Всемирному конгрессу татар: он стал своеобразным  координирующим центром, но, за исключением  научных контактов, сотрудничество по остальным направлениям оставляет желать лучшего.  У нас сложилось одинаковое отношение и к малочисленным диаспорам,  и к многочисленному коренному населению. Нам нужно получить статус коренного народа. Разовые мероприятия не могут обеспечить полнокровное развитие культуры народа. Здесь требуется системная комплексная работа.

Анас Гаитов (лидер сибирско-татарского движения):

- Без статуса коренного народа мы не сможем  даже отстоять свои права  на пользование озерами, сохранение экологии, потому что не имеем статуса малочисленного коренного населения Сибири. Вторая самая болезненная проблема — сохранение языка, который стоит сегодня на грани исчезновения.

Около 60 процентов татар юга области проживают в городах, быстрыми темпами идет ассимиляция народа.  Избираемые нами руководители национально-культурной автономии не стремятся решать эти вопросы.  По большому счету – все это следствие пренебрежительного отношения руководства России к малочисленным народам.

 Гульсина Ниязова (редактор и ведущая телепередач «Очрашулар»):

- Мы уже 20 лет находимся в состоянии возрождения. Разве можно возрождаться столько лет, имея язык, традиционный уклад жизни, религию?! Значит, кому-то очень выгодно, что мы не можем  развиваться. Поэтому нужно сделать соответствующие выводы, выяснить,  кто виноват в этом?

Ахтям Каюмов (помощник депутата областной Думы):

-  Правильно   сказала Гульсина Мавлютовна. Хочу добавить, что мы не только топчемся на одном месте, а в какой-то степени идем назад.

Причина всего этого заключается в том, что у России нет национальной политики. А Закон России о национально-культурных автономиях – это лишь маленькая ширма, прикрывающая  проблемы развития народа.

 Асия Сайфуллина:

 - Есть группа людей, которая организует мероприятия, но все это до широкой народной массы не доходит. Помню, как меня в свое время всколыхнула  газетная статья Булата  Сулейманова «Я сибирский татарин». Вот таких материалов больше не было.  Ведь газету «Янарыш» читают только татары, и то только те, кто владеет родным языком, а нам бы хотелось, чтобы  все русскоязычные читатели узнали, что есть мы  - сибирские татары, узнали бы нашу культуру, нашу силу, мощь, интеллект. В русской печати о нас таких материалов нет. Есть у нас представительный орган – национально-культурная автономия, но мы не ощущаем ее организаторской  роли. Одно дело - праздники, встреча  в торжественной обстановке  представителей Всемирного конгресса татар, а наша повседневная жизнь – это совсем другое. Кто создает эту повседневную жизнь, полную забот и всевозможных проблем? Оказывается, не те, кто очень стремится  попасть в Совет автономии. Почему, например,  нашу автономию не волнует вопрос, связанный с предполагаемым сносом исторической части города Тюмени Городища и застройки ее  жилым комплексом? Тревогу о том, что городская Дума рассматривала вопрос о  застройке этой части без археологических  раскопок, поднимает не автономия, а русские ученые-археологи. Если это произойдет, то навсегда исчезнет возможность изучения  подлинной истории сибирских татар, судьбы Тюменского ханства и его столицы Чимги-Туры. Я считаю, что такими вопросами должна заниматься автономия.

Фарид Хакимов (директор общественного благотворительного фонда «Мирас»):  

- Мне кажется, что одна из главных причин создавшейся ситуации заключается в неправильной трактовке  и руководителями органов управления, и самой общественностью Закона о национально-культурной автономии. Да, как сказала Асия Хамитовна, Совет автономии – это представительный орган, но на самом деле он таковым не является. Как представительный орган, он должен выполнять на своем уровне функции Думы, должен представлять  наши интересы перед органами власти, а здесь занимаются проведением культурных мероприятий, отвлекаясь от прямых обязанностей, связанных с решением проблем  национально-культурного развития во взаимодействии с властью.  Нет у автономии программы ни по детям, ни по молодежи, ни даже по культуре. Здесь говорили о том, что активность людей спала. Иначе и быть не может, ведь автономия монополизировала все движение по развитию нашей культуры,  потому что  органы власти  взаимодействуют только с ней, не принимая во внимание  разумные просьбы и обращения других общественных организаций.     

Гульсина Ниязова:

- При областном Центре культуры были коллективы, поднявшиеся до профессионального уровня, был замечательный танцевальный коллектив,  великолепный хор с костюмами, инструментами, профессиональными хореографами и  хормейстерами. У нас был шанс создать профессиональную филармонию.  Мы потеряли его из-за того, что не стало областного Центра татарской культуры.

Тимергали Мирасов (заведующий татарским отделом областного Дома  национальных культур, исполнительный директор областной НКА):

- У нас нет базового центра  подготовки кадров для татарской культуры. Было  73 татарских учреждений культуры, в процессе оптимизации количество их сократилось, полагаю, до 50. Сокращаются штатные единицы. Некоторым сельским клубам выделяется одна восьмая часть ставки – это 350 рублей. Кто пойдет за такую зарплату руководить культурой и быть уборщиком в клубе? Да, создают выездные бригады, которые должны обслуживать населенные пункты без клубов. В основном это заболотные деревни, которые связаны с сушей только зимником,   действующим  3-3,5 месяца в году.  О каком обслуживании  этих деревень выездной культбригадой можно вести речь? Я обращался в комитет по культуре со служебной запиской, в которой изложил ситуацию и просил соблюсти индивидуальный подход к труднодоступным населенным пунктам при оптимизации, но ответа от комитета нет до сих пор.

Гульсина Ниязова:

- Отрицательные результаты неразумной оптимизации налицо. В Чебурге за полгода 3 молодых человека в возрасте 17-20 лет покончили жизнь самоубийством, убита молодая женщина, у нее остался маленький ребенок. Это происходит в деревне, которая издавна славилась высокой духовностью, образованностью,  высокой культурой, сильными национально-культурными традициями. Сегодня там царит безработица, клуб закрыт. Молодежь впадает в безысходность. Вот к чему ведет экономическая разруха, духовное и культурное опустошение.

Бибинур Сабирова:

- К сожалению, приходится констатировать факт, что все реформы, производимые у нас в системе управления культурой, ведут не к развитию, а к подавлению национальной культуры. Областной Дом национальных культур до сих пор не находит возможным принять под свою крышу самодеятельный театральный коллектив “Сафар”, который держится на одном энтузиазме его участников уже 10 лет. А ведь это один-единственный самодеятельный театральный коллектив на юге области.

Галимзян хазрат Бикмуллин (председатель ДУМ Тюменской области):

 - Сегодня мы сильно ощущаем отсутствие у нашей страны национальной политики. Даже не знаешь, к кому идти с  наболевшими вопросами. К сожалению, отношение к национальным  проблемам  у власти в последние годы изменилось в худшую сторону. По разным причинам из года в год увеличивается количество детей-татар, лишенных возможности приобщения к родному языку и культуре. Что удивительно, руководители образования относятся к этому  вполне равнодушно. Принято считать, что родному языку должна обучать семья. Да, должна, но она может научить ребенка только лишь примитивной устной речи, а мы ведь ведем речь о полноценном изучении родного языка, литературы, приобщении наших детей к богатому духовно-культурному  наследию  нашего народа. При удобном случае представители органов управления не преминут сказать, что было выделено около 3 миллионов рублей для реставрации  Ембаевской мечети имени Нигматуллы хаджи. Эта мечеть -  памятник архитектуры, взятый под охрану государства, и деньги эти были выделены в рамках программы по реставрации исторических памятников.  А вот медресе, созданное  на базе этой мечети, бедствует. В прошлом году мы даже не стали принимать на первый курс учащихся, потому что и ранее принятых 15 человек с трудом содержим лишь на подаяния мусульман. Администрация области не находит  возможности оказывать помощь этому религиозно-светскому учреждению, хотя вопрос о подготовке священнослужителей из представителей местного населения стоит в настоящее время очень остро. Мечетям нужны образованные, хорошо знающие местные национально-культурные традиции имамы. Из-за их отсутствия некоторые мечети стоят закрытые, или  мы вынуждены приглашать священнослужителей извне, из соседних государств. К сожалению, чиновники, занимающиеся этими вопросами, считают, что мечети должны содержать сами  прихожане. Нет, невозможно при нынешних ценах  содержать на одни подаяния и медресе, и мечети в селах, где царит безработица, и соборную мечеть города Тюмени, и Духовное управление мусульман. Мне кажется, что до нашего губернатора  Сергея Семеновича не доходит информация об истинном положении дела, которое вызывает недовольство массы людей, и  что чревато возникновением серьезной напряженности в обществе.

 Михаил Юсупов (профессор Тюменского индустриального университета):

- Нельзя допустить возникновения  напряженности в обществе на почве национальной и  религиозной   розни. Я недавно был в Сургуте, где прожил немало лет. Знал, что там два  года тому назад судили 10 подростков, которые совершили убийство таджика. В этом году по аналогичному делу привлекаются к уголовной ответственности 15 подростков. Есть о чем задуматься. 

Участники круглого стола решили донести до губернатора области Сергея Собянина  проблемы, волнующие их, обратиться к нему с просьбой определить приоритетные направления национальной политики в нашем регионе и принять меры для обеспечения национально-культурного развития   коренного населения – татар, отнюдь не в ущерб сохранению и развитию культур других этносов, а прежде всего за  счет рационального использования средств и с пониманием того, что  дом для сибирских татар - это Сибирь, и только в своем родном доме они  могут развивать свою культуру, удовлетворять свои национально-культурные запросы.   

Бибинур Сабирова

Тюмень

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2