news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Софья ГУЛЯК: «Победа в международном конкурсе им. Кэпелла для меня очень значима»

В агентстве «Татар-информ» состоялась конференция в режиме online с участием первой в России победительницей международного конкурса пианистов имени Уильяма Кэпелла Софьей Гуляк. Финал престижного конкурса состоялся в одном из пригородов Вашингтона. Выпускница Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова получила главный приз этого состязания и премию в 25 тысяч долларов. Всего в конкурсе приняли участие 25 музыкантов из 11 стран.

Софья, вы стали первой россиянкой, занявшей первое место в этом престижном музыкальном конкурсе.
С.Г.:
В свое время были победители из Советского Союза. Представители России завоевывали до меня вторые места. Действительно, мне удалось одержать полную победу на конкурсе имени У.Кэппела.

Вы долго готовились к этой поездке?
С.Г.:
Трудно сказать, сколько времени ушло на подготовку. Какое-то произведение ты играешь много лет, а что-то готовишь специально к конкурсу. Да и времени на репетиции почти не было, так как в июне я приехала в Казань с одного конкурса, и тут же надо было ехать на другой. У меня был лишь месяц на подготовку. Я сомневалась, стоит ли мне ехать в Америку, ведь я знаю свои минусы и плюсы. Из-за спешки у меня было ощущение, что в голове сумбур и я не готова к такой ответственной поездке. Когда уже на конкурсе вся программа раскладывается по турам, то становится намного легче. В этот момент появляется ощущение, что все в порядке.

Вы побеждали на многих престижных конкурсах. Насколько для вас значима победа в Вашингтоне?
С.Г.:
Очень значима. Наконец-то мне удалось выиграть конкурс, который входит во Всемирную федерацию международных конкурсов. Я рада, что победила. Хотя есть много конкурсов, которые не входят в эту федерацию, но являются престижными. В любом случае для меня эта победа значима. Самое сложное заключалось в том, что члены жюри сами выбирают, что исполнителю играть. Это многих повергало в смятение. Играть с готовой программой гораздо легче. Сразу стали спрашивать очень серьезные произведения. Запомнилось, что было не только волнительно, но и холодно, в зале работал мощный кондиционер, в результате руки были просто ледяные.

Вы играли произведения одного из ваших любимых композиторов - Рахманинова, это помогло вашей победе?
С.Г.:
Я очень люблю этого композитора, и мне повезло, что мне достались именно его произведения во время конкурса. Жюри выбрало третий фортепианный концерт Рахманинова, который я играю довольно часто.

Газета «The Washington Post» написала о вашем гармоничном взаимодействии с Балтиморским симфоническим оркестром? Это действительно было так?
С.Г.:
После моего выступления мне многие говорили, что мой ансамбль с оркестром был наиболее удачным. Может быть, это связано с тем, что я этот концерт играла несколько раз. Не знаю, как-то сам оркестр меня очень хорошо воспринял. Позже музыканты сказали, что я вела их за собой, так как оркестр был после каких-то изматывающих гастролей, они отметили, что со мной они выложились по полной программе, несмотря на усталость, так как шли за мной. А иного выхода нет, особенно когда ты играешь в большом зале.

Какие чувства вы испытывали, когда играли заключительный концерт? Было ощущение, что победите?
С.Г.:
Я много раз была на конкурсах и когда чувствовала, что победа за мной, этого не происходило. Когда ты головой что-то понимаешь, а эмоции говорят другое или наоборот, то ты не можешь ничего утверждать. Надежда была. Меня очень хорошо принимали, но моими соперниками были американцы, и я думала, что мои шансы невелики. Я старалась, как могла. К тому же я не слышала, как играли другие. Было очень тяжело, концерт состоялся в 10 часов вечера. Целый день пришлось находиться в зале, так как уехать не было возможности. Я даже устала ждать. Но, я очень люблю этот концерт, действительно, люблю по-настоящему. Был момент, когда я почувствовала, что сейчас заплачу от радости, что играю это произведение по-настоящему. Видимо, люди это почувствовали, мне даже достался приз зрительских симпатий.

Сколько вам было лет, когда вы впервые сели за пианино?
С.Г.:
Мне было 6 лет. Заниматься музыкой меня заставляли родители. Меня даже не брали в музыкальную школу, так как считали, что данных недостаточно. Такое бывает, моего нынешнего педагога Виталия Петрушанского тоже не хотели брать в музыкальную школу. В этом есть даже какая-то доля иронии. В итоге меня все-таки взяли в казанскую музыкальную школу №8. Там у меня была замечательная учительница Галина Байталова, которая и сегодня работает с детьми, она в меня верила. Когда мне было 9 лет, что-то произошло, вдруг у меня появился абсолютных слух. Я стала хорошо играть, при этом много не занимаясь. Потом я поступила в специальную школу при консерватории и там я учиться не особо хотела, так как мне говорили, что там все такие талантливые, а я такая средненькая. Настояла на моем обучении Галина Байталова, которая посоветовала мне немного потерпеть. Я выдержала, и к концу года все встало на свои места. Обо мне говорили, что я «крепкая и холодная» девочка. Я закончила консерваторию, где мне также повезло с педагогом.

Вам были сделаны какие-либо предложения после победы в конкурсе?
С.Г.:
Да, предложения поступили, но из суеверных соображений я не буду их озвучивать. Уже было такое, что я рассказала, а потом все осталось на своих местах. Скажу только, что лауреаты этого конкурса играли и в Америке, и у них был дебют в Нью-Йорке. По поводу последнего пока ничего не было сказано, но посмотрим.

Вы согласитесь, если вам предложат уехать за рубеж на постоянное место жительства?
С.Г.:
Я много думала на эту тему и до сих пор не знаю, что ответить. Может быть, если будет хорошее предложение, выгодный контракт, то почему бы и нет. Я считаю, что человек делает свою судьбу, и если нет альтернативы здесь, а у нас, к сожалению, не развиты ни концертные агентства, ни многое другое, то почему бы и не уехать туда, где больше возможностей?

Простите за такой вопрос. Вы уже планируете покупки на премию?
С.Г.:
Денег я еще не получила и с этих денег будет удержан налог. Пока трудно сказать, но я давно хочу купить себе приличный инструмент. В Казани найти его сложно, так что придется искать в Москве. Это дорогое удовольствие, но без инструмента я тоже не могу.

В каких конкурсах в дальнейшем вы намерены принять участие?
С.Г.:
Да, у меня есть планы на этот счет. Недавно я узнала, что прошла на конкурс Маргариты Лонг в Париже, который состоится в сентябре. Он очень престижный и я бы хотела принять в нем участие.

Материал подготовила Люция КАМАЛОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100