Землю - крестьянам! В Муслюмово отменили «крепостное право»
Жалобы сельских жителей на то, как трудно в наше время получить землю, чтобы организовать фермерское хозяйство, то и дело сыплются на чиновников Минсельхозпрода РТ. Но воз, а вернее земля, и ныне там - она либо остается бесхозной, либо находится в руках местных властей и крупных инвесторов. А вот жители Муслюмовского района смогли отвоевать свою землю у «сельхозолигархов» и чиновников. Характерно, что беспрецедентное решение райсуда о том, что государственным людям запрещается чинить препятствия крестьянам, желающим самостоятельно обрабатывать свой клочок земли, вступило в законную силу в марте нынешнего года, когда в России отметили 150 лет отмены крепостного права.
Как объяснили вашему корреспонденту в прокуратуре Муслюмовского района, все началось с заявления сельчан, которые пожаловались на то, что не могут получить в распоряжение свои же земельные паи, которые принадлежат им на правах долевой собственности и находятся в аренде у агрофирм. По договору арендаторы крестьянских наделов должны платить пайщикам за пользование землей 500 рублей в год с гектара. А тот, кто не согласен с такими условиями, может забирать свой надел и сам на нем сеять и пахать.
Желающие забрать землю среди сельчан нашлись. Тем более что сейчас власти дали фермерам зеленый свет. Однако выяснилось, что расторгнуть договор аренды и выйти из «колхоза» не так-то просто. Для этого пайщик должен сначала согласовать свой «суверенитет» в нескольких властных инстанциях, а потом еще и утвердить этот «обходной лист» лично у главы муниципалитета. В районе пока не нашлось ни одного сельчанина, который мог бы похвастаться наличием всех подписей на «вольной».
- У нас три крупные агрофирмы-арендатора, - рассказал вашему корреспонденту помощник прокурора Муслюмовского района Ильшат Багадиев. - Две из них - ООО «Урожай» и ООО «Ик» - дочерние предприятия «Вамина». Немалая доля сельхозугодий используется и ООО «Туган як» - это «дочка» предприятия «Челны-хлеб». Восемь пайщиков, которые к нам обратились, пояснили, что давно уже не видели денег от арендаторов. Расплачиваются с ними натурой - зерном, кормами… Но в этом году им и того не перепало: арендаторы жалуются на засуху, неурожай, нехватку средств и просят отсрочки платежа. Многие, узнав про господдержку семейных ферм, захотели забрать паи и организовать на своей земле собственное хозяйство. А некоторые говорят, что просто хотят засеять свои участки люцерной - чтобы было чем скотину кормить. Но руководство района почему-то встало на сторону крупных агрохолдингов и под любыми предлогами стало препятствовать выделению земельных участков и расторжению договоров аренды. В ходе прокурорской проверки заявители рассказали, что им обычно говорили чиновники: мол, у тебя недостаточно семян для сева или техники, чтобы землю обрабатывать. В общем, как могли, отговаривали забирать паи у арендатора.
Вот и получается, с одной стороны - интересы крупных инвесторов, стремящихся не допустить «утечки» земли, с другой - интересы местной власти, не желающей, видимо, ослаблять позиции бюджетообразующих агрокомпаний. Куда бедному крестьянину податься? Жители Муслюмовского района подались к районному прокурору, а тот подал в суд заявление о признании незаконными действий местных властей.
Дело в том, что согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участники долевой собственности могут получить в личное пользование свою долю на основании решения общего собрания пайщиков. А если возникают разногласия по поводу размера и местоположения участка, тот, кто планирует отделиться, должен просто дать объявление об этом в местных СМИ - с указанием границ участка. Если в течение 30 дней обоснованных возражений со стороны остальных пайщиков не поступило, решение о выходе собственника земельного надела из общего «котла» считается согласованным. И никакой «барин» из муниципалитета крестьянину не указ.
Ответчиком по прокурорскому иску выступила Палата имущественных и земельных отношений Муслюмовского района, по инициативе которой сельчане и вынуждены были согласовывать свое желание распоряжаться собственными паями с такими, как сказано в прокурорском заявлении, «заинтересованными субъектами», как начальник Управления сельского хозяйства и продовольствия, начальник Муслюмовского филиала ФГУ ЗКП по РТ, главы сельских поселений, а также «руководители соответствующих организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность», и утверждать документ у главы.
В суде представитель ответчика заявил, что граждане пайщики всё неправильно поняли: дескать, они обратились в палату за консультацией - попросили разъяснить «порядок выделения своих земельных долей». Им и разъяснили, а согласовывать выкопировки земельных участков с разными инстанциями никто никого не заставлял.
Однако вызванные в суд свидетели показали обратное. К примеру, замредактора местной газеты «Авыл утлары» пояснила суду, что председатель палаты строго-настрого запретил публиковать в газете объявления сельчан о границах земельных участков, если те предварительно не получили согласия «всех заинтересованных субъектов» и лично главы района.
В результате Муслюмовский райсуд удовлетворил прокурорский иск в интересах пайщиков и решил «признать незаконными действия Палаты имущественных и земельных отношений об обязывании граждан, желающих выделить свои земельные доли в отдельные участки, согласовывать местоположение предполагаемых земельных участков с…», а далее - тот самый перечень «заинтересованных субъектов» в лице чиновников районного масштаба.
В масштабах республики это решение можно назвать историческим и даже в какой-то степени сравнить с отменой крепостного права. А вот когда отменят «крепостное право» в других районах республики, пока неизвестно. Если сельчане других районов Татарстана тоже хотят получить «вольную», пусть обращаются к своему прокурору. Глядишь - к следующей посевной суд что-нибудь да решит.
Елена МЕЛЬНИК