Историк Дамир Исхаков объяснил, кем были татары башкирского сословия

По словам исследователя, в XVIII веке перепись населения проводилась по принадлежности к тому или иному сословию, а понятие «национальность» стало применяться гораздо позже.

(Казань, 25 февраля, «Татар-информ», Энже Габдуллина). Доктор исторических наук Дамир Исхаков в программе «Точка опоры» на телеканале «Татарстан – Новый век» рассказал о том, что в дореволюционной России перепись населения велась по принадлежности к сословиям. Историк объяснил, почему татары входили в башкирское сословие, а понятие «национальность» являлось второстепенным.

«Порой имеющиеся данные оцениваются неверно. Например, есть материалы переписи XVIII века. Тогда перепись населения велась по принадлежности к сословиям, а не к национальностям. А понятие “национальность“ появилось позже. Даже среди татар в XIX веке были те, кто записывал себя “мусульманином“», – отметил исследователь.

По словам историка, перед тем, как заявлять «мои предки были башкирами», необходимо разобраться в родословной. «Кто-то в одном документе записан ясачным татарином. Потом превратился в тептяря. А через некоторое время он же вошел в башкирское сословие. Потому что здесь решается земельный вопрос. Многие этого не понимают, потому что никто в это не углубляется. Не зная этого, смотрят, думают “Мой дед был башкиром“ и заблуждаются», – подчеркнул он.

Дамир Исхаков заметил, что Ризаэтдин Фахретдин по документам также является башкиром. «К примеру, если мы посмотрим паспорт Ризаэтдина Фахретдина, там написано, что он башкир. Но он вышел из рода татарского мурзы. Переехав, он превратился в башкира», – пояснил он.

Музыкант Альберт Исмаил тоже причислил себя к башкирской нации, потому что в свое время его предки были причислены к башкирскому сословию, добавил ученый.

«Перепись 1917 года – это перепись сельскохозяйственная. И там главными критериями были земля и хозяйственный вопрос. Даже если у населения спрашивали, какой они национальности, то этот вопрос являлся второстепенным. Так многие из-за земельного вопроса оказались башкирами», – сказал Дамир Исхаков.

«Может быть, у человека в паспорте указано, что он башкир. А когда начинаешь проверять, изучать род, выясняется, что это татарин из башкирского сословия. Многие не понимают этот момент, потому что не вникают в вопрос. Но в последнее время, когда наши ученые активно изучают истории сел и деревень, начала появляться ясность в данном вопросе», – резюмировал историк. По его словам, историки Башкортостана тоже поднимают эту проблему.