В торговом центре «Мега» открывается выставка «чаяновских» карикатур

На выставке представлены работы главного художника журнала «Чаян» Александра Алёшина.

(Казань, 18 сентября, «Татар-информ»). В торговом центре «Мега» открывается выставка «чаяновских» карикатур. На выставке представлены работы главного художника журнала «Чаян» Александра Алёшина. Их объединяет неповторимый авторский стиль, культура рисунка и цвета, острота поднятых тем и то, что отличает карикатуру от других видов изобразительного искусства — юмор. Все они были опубликованы в журнале «Чаян» в разное время.

Как и многие казанцы, Александр Николаевич Алёшин родился в Казани. Как немногие казанцы — в семье художников. Воспитывался на творчестве авторов «Чаяна» и «Крокодила», смеша одноклассников и учителей своими весёлыми картинками. Отслужив в армии, поступил в Академию художеств в северной столице. Получив диплом искусствоведа, всерьёз занялся карикатурой. Первый рисунок А. Алёшин опубликовал в печати в 1983 году. С тех пор его имя регулярно появлялось на страницах всесоюзных, республиканских и зарубежных изданий. Но главным делом своей жизни А. Алёшин считает «Чаян», в котором за 35 лет штатной и внештатной работы вырос до главного художника. Александр Николаевич — участник многих отечественных и зарубежных конкурсов карикатур. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан.

О журнале:

Журнал «Чаян» («Скорпион») — татарстанский медиабренд, проверенный десятилетиями, культурный маркер и один из символов бережного отношения республики к своему наследию. За свою почти 100-летнюю историю он менял формат и языковую принадлежность, закрывался и возрождался, соперничал со своими аналогами из автономных и советских республик, сумел пережить главного конкурента — журнал «Крокодил» — и стал единственным в мире сатирическим изданием на татарском языке. Время рождения «Чаяна» — апрель 1923 года, тогда отцы-основатели издания во главе с поэтом, писателем и драматургом Фатхи Бурнашем выпустили первый номер журнала, который вскоре стал всенародным любимцем. «Чаян» всегда опирался на богатые традиции татарской сатирической печати, заложенные ещё Габдуллой Тукаем. За почти век своей истории — от Володи до Володи, от Ленина до Путина — он отразил все изгибы и перегибы нашей непредсказуемой истории. В разные годы в его «клешни» попадали буржуи и кулаки, враги народа и националисты, безродные космополиты и стиляги, империалисты и сионисты, не говоря уже о бюрократах, взяточниках, бездушных чинушах и прочих прохиндеях. Но при всём этом «скорпионовы братья» всегда оставались верны главному принципу: высмеивая человеческие пороки, улучшать нравы общества, воспитывая в читателе веру в добро и справедливость, защищать простого человека.

В лихие-святые девяностые, когда все кинулись искать национальную идею, в редакцию пришло письмо: «Моя идея проста, — писал читатель. — Хочу, чтобы на столе каждого из нас всегда был чай, чак-чак и „Чаян“! Чай — задушевность и теплота, чак-чак — благополучие в доме, а „Чаян“ — оптимизм и смех, которые полезны не только человеку, но и обществу…».