Цирк дю Солей в Казани: летают все

Цирк дю Солей в Казани: летают все
 Всемирной известный канадский Цирк дю Солей начал свои гастроли в Казани с арена-шоу Varekai. До 15 мая у казанцев есть возможность своими глазами увидеть постановку в «Татнефть-арене». И присоединиться к почти 10 миллионам человек в 130 городах и в 23 странах, которые уже увидели постановку. Именно с Varekai начиналась история Cirque du Soleil в России. Этой весной постановка вернулась в формате арена-шоу, чтобы посетить Москву, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Тольятти и Сочи. Премьера Varekai прошла в Монреале в 2002 году. Сюжет арена-версии остался прежним: раненый Икар падает в таинственный лес, и чтобы выбраться, он должен вновь обрести крылья. В странствиях его сопровождают лесные обитатели. Varekai – цыганское слово, переводится как «где бы то ни было». О концепции шоу, любовных историях, «циркише» и преодолении себя в преддверии премьеры шоу в Казани рассказали PR-директор Cirque du Soleil Ru Екатерина Бюшгенс и пресс-секретарь тура Жюли Демарэ. Е.Б.: В 2009 году изначально с шоу Varekai мы были только в Москве, это стало первой попыткой Цирка дю Солей выступить в России. И к тому же, дырка в гастролях позволяла посетить только один город с шоу под собственным большим куполом. Спокойно тогда мы себя чувствовали только с Москвой. Дальше были первые выступления в Казани и многих других городах.  Существует всего около 40 городов, куда шоу могло поехать под собственным куполом, и они конечны. И дабы не закрывать шоу и получить возможность приехать в меньшие по размеру города или в новые, открытые для цирка города, как Казань, шоу переформатировали для выступления под крышей существующих спортивных сооружений. При этом главная задача всех - сохранить картинку для зрителя. То есть зритель должен получать те же впечатления, какие он получает в шатре. Но на монтаж шатра есть 7-10 дней, а на монтаж арены - только 12 часов. Соответственно, основные изменения коснулись технической части. Плюс это хорошая возможность сделать в шоу технический апгрейт, поменять свет, звук. Естественно, за годы, которое шоу живет под крышей собственного большого купола, происходят определенные изменения, техника совершенствуется. Но картинка для зрителя должна остаться прежней. В чем состоит концепция шоу? Ж.Д.: Шоу придумал Доминик Шампань в 2002 году. Немножко в этом шоу от его личной истории. За несколько лет до начала работы на Varekai, он трудился над другой постановкой в театре, упал и сломал обе ноги. И был момент, когда возникло подозрение, что он никогда не сможет ходить. Varekai - это некое переосмысление мифа об Икаре. Но в отличие от классического мифа, лишившись крыльев, он не тонет в море, а попадает в Волшебный лес, где встречается с его обитателями. Встречаясь с ними, он понимает, что на кого-то из них может положиться. И значительная их часть становится его семьей. Эти существа помогают Икару обрести способность ходить.  Еще в нашей постановке и любовная история. Он встречает свою Нареченную, возлюбленную. Она доказывает, что любовь необходима даже в тяжелые дни. История будет понятна всем. Эта история очень хорошо читается. В самом начале Икар падает сверху с крыльями. И если иметь некий базис знаний, это все вполне читаемо. Со временем философская составляющая как-то изменилась? Ж.Д.: Сама идея осталась неизменной. Понятно, что идет другая интерпретации персонажей. Она меняется со временем. Потому что любое шоу нашего цирка - органическая история, которая развивается с течением времени. Кроме того, переформатирование шоу – возможность сделать некий апгрейт. И поменять номера, которые не соответствуют восприятию современного человека. Кто-то остался из первого состава шоу? Ж.Д.: Да. Это наш барабанщик, который работает с момента создания шоу и за эти годы не пропустил вообще ни одно выступления – а их было более 4,7 тысячи. И девушка, исполняющая роль Нареченной, начинала в Varekai с участия в номере «Скользящая поверхность», а потом вернулась в шоу в другой роли и исполняет акробатический номер. Также с момента основания шоу в номере «Русские качели» выступает Евгений Тараканов.  В каком режиме путешествует арена-шоу? Е.Б.: В понедельник происходит переезд из города в город. Во вторник - монтаж, на который уходит порядка 12 часов. Вообще шоу с оборудованием весом 220 тонн путешествует на 20 грузовиках. В этих грузовиках едут свет, звук, все необходимое оборудование. В среду происходит основной массив репетиций и первое выступление. В четверг и пятницу обычно по одному-два выступлению и репетиции, и в выходные - по два шоу и никаких репетиций нет. В воскресенье с самого утра начинают по грузовикам убирать все то, что не требуется для последних двух выступлений. И через четыре часа после последнего шоу нас уже нет. Соответственно, 15 мая в 23 часа от нас здесь останутся одни воспоминания. И грузовики двинутся дальше. После Казани шоу поедет в Челябинск, Тольятти и Сочи. А где живут артисты шоу? Е.Б.: В хорошей гостинице. Названия не раскрою.  А в этих 20 грузовиках жизненное обеспечение артистов едет? Е.Б.: У нас есть 6 своих стиральных машин плюс две сушильные. Они тоже едут в этих грузовиках. Артисты в этой ситуации несколько вторичны. Потому что это необходимо для костюмов. Именно для того, чтобы каждый раз не подстраиваться под арендованное оборудование, мы возим с собой проверенные временем стиральные и сушильные машинки. Точно так же, как и тренажерный зал. Это нужно, чтобы не было потребности привыкать в каждом городе к новому оборудованию. Расскажите об уникальном номере, который впервые показали именно в России... Е.Б.: Под конкретную страну обычно ничего никогда не меняется. Но просто так совпало хронологически. Действительно, в России дебютировал один из новых номеров шоу – «Колесо Сира». Это удивительная история. Казалось бы, к концу 20 - началу 21 века в цирковом искусстве все было изобретено и придумано. И шоу Varekai - как раз пример того, что это не совсем так. И до сих пор есть пространство для воображения. «Колесо Сира» - достаточно новый номер, он был изобретен в 1996 году как дисциплина Даниэлем Сиром. Это большое колесо, которое делается в рост конкретного артиста, который на нем выступает. Артист встает в него враспор и вращается, кружится. Из относительных новшеств - у нас поменялся один из двух певцов. Предыдущий проработал в шоу 12 лет. А всего в шоу задействовано 7 музыкантов. Мало кто из зрителей понимает, что в течение всего шоу звучит живая музыка. Очень забавно, что на финальном поклоне музыканты выходят отдельно, и все артисты, участники шоу, воздают им должное. Это очень трогательно. Еще в шоу есть номер с уникальной хореографией на костылях… Ж.Д.: По ходу шоу этот персонаж подталкивает Икара к тому, чтобы он встал на ноги. А хореографию придумал человек, у которого из-за заболевания парализовало ноги. Он придумал стоять на скейтборде и отталкиваться костылями. Отсюда и пошла вся техника этого номера. То, что все артисты шоу работают без страховки, наверняка, нередко влечет за собой травмы. На гастролях в России были подобные прецеденты? Е.Б.: Понятно, что это профессия, которая сопряжена с определенными рисками. Но мы делаем все, чтобы их минимизировать. Нужно просто достаточно времени для репетиций, физической подготовки, участие всех необходимых специалистов на этапе репетиций. Самое главное - общий комфорт и ощущение, что человек полностью готов к исполнению номера. Если человек приходит и говорит, что он себя неважно чувствует, мы будем искать способы, как адаптировать шоу.  То есть этого номера просто не будет? И такое бывает? Е.Б.: Бывало. Если даже нет травмы, есть грипп. А в таком коллективе, где все общаются и постоянно вместе, грипп распространяется со скоростью звука. Из каких дисциплин пришли артисты? Е.Б.: Здесь очень много людей из спорта. И вообще в принципе Цирк дю Солей берет в свои ряды много людей из спорта. Среди свыше 1300 артистов порядка 30 процентов - люди из спорта. В основном из спортивной акробатики, прыжков на батутах, не олимпийских дисциплин спортивной аэробики. Реакция публики на шоу в различных странах разнится? Ж.Д.: Отличается реакция не только в разных странах, но и городах. В Москве основные овации приходились на финал, поклон, а в Питере была бурная реакция во время шоу и самих номеров. В Испании, например, непрерывные хлопки и крики. А во Франции все зрители сидят очень тихо, а в финале взрываются овациями. Много ли создано семей среди артистов шоу? Ж.Д.: Да, они есть. Пар достаточно много. Есть исполнители, которые возят с собой семью и детей. Это немного сложнее делать в формате арена-шоу из-за темпа, в котором мы перемещаемся (Далеко за примером ходить не пришлось. Исполнитель главной роли в шоу – Икара - Фернандо Миро встречается со своей партнершей по сцене исполняющей роль Нареченной. «Я ее очень люблю. Она украла мое сердце с первого же дня появления здесь. Мне очень легко с ней выступать именно потому, что в работе мы повторяем те же отношения, что и в жизни. Она изумительный человек, и я ее обожаю», - признался он).  Каков возраст самого молодого и самого взрослого артистов шоу? Ж.Д.: 20 и 56 лет. А в принципе во всем Цирке дю Солей самому старшему исполнителю уже за 80, и это клоун. Сколько часов в день тренируются артисты? Ж.Д.: Это очень сильно зависит от конкретного исполнителя. Для кого-то самого шоу вполне достаточно. Некоторые занимаются и более двух часов в день. На какую максимальную высоту поднимаются артисты в этом шоу? Ж.Д.: От сцены до акробатической сетки – 13-14 метров.  Считается, что Цирк дю Солей – не для детей. Потому что это цирк без животных, с единым сценарием. Как показывает практика, много ли зрителей приходят на шоу с детьми? Е.Б.: Как в хорошем драматическом театре, не так много в России. В остальных странах поход на шоу рассматривается как семейный отдых, так что там на постановки приходит больше детей. Для чего в Цирке дю Солей нужен специально придуманный язык? Е.Б.: По-русски мы его называем «циркиш». Ж.Д.: На самом деле, такой придуманный язык облегчает коммуникацию с публикой в любой точке мира. И в любой точке мира это находит свой отклик.