news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Трехдневный бой декабря 44-го: у Нацмузея РТ воссоздали Курляндский котел

В постановочном бою реконструкторы задействовали немецкий броневик, минометы, пулемет, автоматы и гранаты.

Трехдневный бой декабря 44-го: у Нацмузея РТ воссоздали Курляндский котел

(Казань, 9 декабря, «Татар-информ», Оксана Романова). Мощью черного броневика, разрывами гранат, пулеметными и автоматными очередями приковала внимание посетителей Национального музея РТ военно-историческая реконструкция «334-я стрелковая дивизия. Декабрь 1944 года. Курляндский котел». Почти настоящее сражение развернулось во дворе главного здания музея.

Визуализация тяжелой продолжительной операции последних месяцев войны 1941–1945 годов была посвящена 75-летию битв, разворачивавшихся в Литве. Бой был воспроизведен по инициативе заведующего отделом научной реконструкции Нацмузея РТ Владислава Хабарова, но участие в реконструкции помимо представителей Казани приняли военно-исторические клубы и поисковые отряды из Москвы, Ульяновска, Самары, Набережных Челнов и Йошкар-Олы.

334-я стрелковая дивизия, как подчеркнул перед началом реконструкции для многочисленной публики Хабаров, за всю войну ни разу не отступала, а зимой 1944 года замыкала Курляндский котел, ведя упорные бои и пытаясь преодолеть сопротивление врага.

«Не надо кидаться в противников снежками! Не надо их “убивать“, даже если вам очень хочется помочь поначалу проигрывающей Красной армии! Помните, это не настоящие нацисты. Просто кому-то надо показать противника. А противник у нас был очень серьезный: немецкие войска долго дрались за Курляндский котел», – обратился организатор боя-симуляции к столпившимся у ограждения зрителям.

Заходить за ограждения хоть на шаг, акцентировал Хабаров, категорически запрещено. Оружие солдат с обеих сторон в реконструкторских боях хоть и стреляет холостыми, но отстрелянная гильза все же может нанести увечье, если оказаться поблизости.

Реконструкторы воссоздали трехдневный бой декабря 1944 года. Тогда 334-й дивизии предстояло взять высоту 111.36 – хутор Тауени. Начавшись с атаки Красной армии за одноэтажное здание, покинутое противником, бой перешел в ее отступление под натиском немецких солдат при поддержке броневика. Сражение продолжили обстрелы из пулемета Максима, а затем минометный обстрел, который вывел из строя немецкий броневик. К этому моменту с помощью связистов красноармейцам удалось вызвать подмогу, и высота 111.36 была взята. Уже после завершения боя один из «немцев» оказался осыпан меловой пылью, подорвавшись на гранате. Снаряды начиняют так во время реконструкций для безопасности и сохранения при этом наглядности.

Память всех погибших в Великой Отечественной войне солдат участники реконструкции почтили минутой молчания. В честь победы над немецкими оккупантами бойцы постановочного сражения одновременно выстрелили в небо.

Как рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» одна из участниц реконструкции Алина Аманова, перед выходом к зрителю весь бой был дважды отрепетирован по ролям. Несмотря на имеющийся с детства интерес к фильмам о войне, 23-летняя реконструктор уверяет, что на площадке ей удается не терять связь с реальностью и не заигрываться в настоящую войну, поддавшись азарту.

Реконструктор с 12-летним опытом Дмитрий Юдин со своей стороны признался, что в течение всего действа не только не забывал, что Великая Отечественная осталась далеко в прошлом, но и еле сдерживал улыбку. «Мы не фанатики. Абсолютного погружения и стирания границ с реальностью никогда не происходит», – подчеркнул он.

А вот Антон Пешне, руководитель военно-исторического клуба «Дружина “Витязь”» из Ульяновска, вспомнил, что однажды чуть не был заколот штыком «красноармейца».

«Из Ульяновска приехали примерно восемь человек. Пригласили казанцы, поскольку у нас есть костюмы и на Красную армию, и на вермахт. Я сегодня тоже в костюме немецкого бойца – чтобы показать, что наши деды воевали с сильным соперником. Случается иногда, что некоторые реконструкторы заигрываются. Однажды меня самого чуть реально не заколол штыком красноармеец – он видел во мне настоящего фашиста. Его пришлось оттаскивать двоим – другому красноармейцу и немецкому солдату. Одно-два мероприятия, и становится видно, может человек адекватно оценивать игру или нет», – рассказал Пешне.

К слову, по традиции ульяновского военно-исторического клуба 9 Мая все его участники одеваются в форму красноармейцев, покупают карамельки и идут по городу, раздавая их детям.



Галерея: Курляндский котел
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2