news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«По трое-четверо суток стоим без работы»: у строителей возник дефицит цемента

Строители Татарстана столкнулись с нехваткой цемента, который в республике не производится. Минстрой РТ обратился в адрес федеральных министерств, РЖД и крупных производителей с просьбой решить вопрос. Рассматривается даже возможность поставки цемента из других стран. Как ситуация отразится на стройкомплексе и рынке жилья, выяснял «Татар-информ».

«По трое-четверо суток стоим без работы»: у строителей возник дефицит цемента
Цемент используется для производства бетона. А это один из самых часто применяемых в строительстве материалов
Фото: © «Татар-информ»

В тройке лидеров по росту цен на цемент

За последние полгода в России цена цемента сильнее всего выросла в Казани, Самаре и Екатеринбурге на 11-19%, рассказал «Татар-информу» член Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Илья Вольфсон. При этом он отметил, что речь идет об отпускных ценах, которые не учитывают затраты на логистику. Цемент используется для производства бетона. А это один из самых часто применяемых в строительстве материалов.

Депутат напомнил, что проблемы с цементом в стране начались еще в середине мая. «Тогда застройщики начали сообщать нам, что поставщики два раза за 10 дней уведомили о повышении цен. Мы обратились в Минстрой России с просьбой дать аналитику по регионам», — восстановил хронологию собеседник агентства.

Выборка по 10 крупным городам как раз и выявила трех антилидеров. При этом Минстрой Татарстана заявлял, что с января по март в Татарстане общестроительный цемент уже поднимался в цене более чем на 30%, а бетон на 16%.

Илья Вольфсон напомнил, что проблемы с цементом в стране начались еще в середине мая

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Существует ли сейчас дефицит цемента на рынке? «Такая проблема есть, она никуда не делась», — отметил «Татар-информу» генеральный директор ГК «Бриз» Андрей Беляков. Его компания, рассказал собеседник агентства, покупает готовый бетон на татарстанских заводах ЖБИ. Генеральный директор «Жилищной инвестиционной компании» Эмиль Хуснутдинов сообщил, что ЖИК пока не ведет бетонные работы, но он тоже наслышан о дефиците цемента.

Вагоны вместо 5 суток идут 15

«Последние три месяца строительный рынок испытывает серьезные сложности с транспортировкой строительных материалов», — анализирует депутат Госдумы Илья Вольфсон сложившуюся ситуацию. Особенно, по его словам, это заметно по цементу, «а это так называемый ценообразующий строительный ресурс».

Обычно основные его поставки осуществлялись по железной дороге, но сейчас, говорит депутат, РЖД по каким-то причинам не может обеспечить необходимое количество вагонов. «А те, что есть, вместо 5 суток идут 15», — пояснил он. Поэтому вместо железнодорожного транспорта приходится пользоваться автомобильным, а он обходится гораздо дороже «железки».

Основные поставки цемента осуществлялись по железной дороге, но сейчас РЖД по каким-то причинам не может обеспечить необходимое количество вагонов

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

В итоге, подсчитал член профильного комитета, рост отпускных цен производителя на 10% превращается для потребителя в подорожание в 30%. «А это существенно влияет на экономику проекта, не говоря уже о срывающихся сроках строительства. В первую очередь социальных объектов», — подытожил он.

Цемент не успевают производить и отгружать

Главный инженер ООО «Альметьевская бетонно-строительная компания» (АБСК) Эдуард Ерусланов сообщил «Татар-информу», что сейчас цена цемента доходит до 9,5-10 тыс. рублей за тонну при прежней – 7-7,5 тыс. рублей. Компания производит товарный бетон разных марок, а также цементный раствор и железобетонные изделия.

С чем связана нехватка этого стройматериала? «Говорят, что цемент уходит на дороги, а также на восстановление новых российских территорий. К тому же хромает логистика», озвучил он предположения.

По словам собеседника агентства, АБСК ранее получала цемент отовсюду: из Стерлитамака, Сенгилей (Ульяновская область), Мордовии, Пензы и Альметьевска. Сейчас его катастрофически не хватает. Как следствие, повысились цены. Ерусланов говорит, что для того, чтобы не простаивать, они покупают цемент даже «задорого».

Индивидуальный предприниматель Дамир Шайхутдинов из Алькеевского района, чье предприятие производит изделия из бетона для использования в строительстве, также признает: сырье подорожало. Он рассказал, что в начале строительного сезона в мае они покупали цемент по 4,6 тыс. рублей за тонну, а сейчас его и за 7,2 тыс. с доставкой не получить. «Мы делаем заявки, перечисляем предоплату, а цемента нет», — посетовал он. По словам предпринимателя, казанские дилеры заводов Евроцемента ссылаются на ажиотажный спрос. По их словам, цемент не успевают производить и отгружать.

Помимо уже озвученных версий Шайхутдинов назвал и конспирологическую: «Дефицит создан искусственно для того, чтобы задрать цену». «По трое-четверо суток стоим без работы, уже уменьшили производство. Осталось всего два месяца и строительный сезон закончится», — сожалеет он об упущенных возможностях производства.

Оборудование стало выходить из строя, а поставка запчастей под санкциями

Директор ООО «ЖБИ-Строй» из Лениногорска Алексей Родионов (предприятие производит в том числе товарный бетон) также подтвердил «Татар-информу»: дефицит бетона по-прежнему есть. Его компания обеспечивает юго-восток Татарстана. «Объемы работы есть, но основная проблема заключается в том, что растет стоимость сырья, — говорит он. То есть подорожало сырье для бетона: цемент и арматурная сталь».

Во-первых, это сезонное подорожание: так происходит каждое лето, замечает Родионов. Кроме того, сказался выросший курс валют. Директор компании пояснил, что оборудование для производства сырья импортное: «Оно стало выходить из строя, а поставка запчастей находится под санкциями. Если же вести речь о параллельном импорте, у иностранных производителей все торгуется за доллары. А что с его курсом сейчас творится, мы видим. Поэтому стоимость конечного продукта возрастает».

Сезонное подорожание происходит каждое лето. Кроме того, сказался выросший курс валют

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Как выкручиваются производители сырья, он не знает. Но ему известно, что часть станочного парка сделана еще при Советском Союзе. «Запасные части снимаются с одного станка на другой. Если же вести речь об импортном оборудовании, его капитальный ремонт будет проблемой. Нашей стране нужны свои машиностроительные заводы», — убежден собеседник «Татар-информа». В частности, по словам Родионова, ломается очень много электроники. Раньше она в РФ производилась, но потом все заводы закрыли.

В связи с этим руководитель ООО «ЖБИ-Строй» не исключил, что руководителям стройотрасли будет необходимо принять меры для того, чтобы производители сырья снизили себестоимость своей продукции: «Можно было бы привлечь и ФАС».

«Отсутствуют вагоны на доставку — это первое. Об этом говорят сами заводчане производители бетона и получатели цемента. И второе — используется много импортного оборудования, которое просто стало выходить из строя. И из-за санкций его не могут отремонтировать», — вторит предыдущему спикеру Андрей Беляков.

Зависимость цементной отрасли от импорта критическая

Эксперты еще год назад оценивали зависимость российской цементной отрасли от импортного оборудования и сырья как критическую. В частности, исполнительный директор Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) Антон Солон на заседании Комиссии РСПП по строительному комплексу, посвященному возможностям импортозамещения, заявил, что за рубежом производится до 80% комплектующих, необходимых для ремонтов и модернизации оборудования. Такие выводы были им сделаны на основе специального исследования.

При этом отмечалось, что отечественные аналоги либо сильно уступают зарубежным по качеству, либо просто в нашей стране не выпускаются. Директор НОПСМ называл в том числе основное технологическое оборудование: сепараторы, горелки, приводы, компрессоры, помольные установки. В этом же ряду были упомянуты линии палетирования, некоторых видов карьерной техники, мелющих тел, огнеупоров, добавок, футеровки и т. д.

В свою очередь, председатель правления «Союзцемента» Вячеслав Шматов признавал, что в настоящее время один из самых актуальных для цементников вопросов – поставки импортного оборудования, комплектующих, материалов и технологий. Глава профильного объединения говорил, что эти производители уже столкнулись со значительным удорожанием товаров зарубежного производства и сложностями в организации их закупок. Выход, по его мнению, в этой ситуации только один развивать отечественное машиностроение для цементной промышленности.

Чтобы удовлетворить потребности республики в цементе, основные производители, поставщики имеют в Татарстане свои терминалы – логистические центры для хранения

Фото: © «Татар-информ»

Производство цемента полного цикла отсутствует

В свою очередь, в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ «Татар-информу» отметили, что Татарстан обладает развитой базой промышленности строительных материалов, одной из самых крупных в России.

В республике выпускаются все основные строительные материалы, в том числе бетонная продукция. Ее производят более 70 крупных и средних предприятий. И мощности последних позволяют «полностью покрыть потребности строительного комплекса республики», говорится в ответе.

В то же время в Минстрое РТ отмечают, что из-за особенностей минерально-сырьевой базы на территории республики отсутствует производство цемента полного цикла. Эта продукция к нам ввозится из тех российских регионов, где расположены соответствующие производства. Речь идет о поставках извне ежегодно порядка 2 млн тонн.

Чтобы удовлетворить потребности республики в цементе, основные производители, поставщики имеют на территории Татарстана свои терминалы – логистические центры для хранения и дальнейшей реализации цемента. Кроме этого, у крупных республиканских заводов по выпуску железобетонных изделий, товарного бетона есть пролонгированные договоры с производителями цемента на поставку и собственные силосы для хранения. Все это в совокупности позволяет обеспечивать стройкомплекс республики.

Однако, как признают в министерстве, в текущем строительном сезоне в республике все же наблюдается дефицит. По его данным, это связано в основном с нарушением сроков поставок вагонов с цементом железнодорожным транспортом. Из-за этого ряд производителей бетонной продукции (в основном небольшие) столкнулись с острой нехваткой цемента и, соответственно, уменьшили объемы поставок бетона.

В то же время ведомству известно, что крупные производители бетонной продукции, которые имеют прямые договоры с производителями цемента и годами работают с одними и теми же поставщиками, с такой проблемой не столкнулись.

Как бы то ни было, Минстрой РТ обратился в адрес федеральных министерств, РЖД и крупных производителей цемента с просьбой оказать содействие в урегулировании сложившейся ситуации. Были проведены рабочие совещания с их участием, а также основных поставщиков цемента в республику и Минпромторга РФ.

Как признают в министерстве, в текущем строительном сезоне в республике все же наблюдается дефицит

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Учитывая, что основной причиной образовавшегося дефицита цемента в республике стало увеличение сроков доставки вагонов с цементом, а также нехватка самих вагонов, министерство также попросило о содействии в этом вопросе и Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, сообщили «Татар-информу» в министерстве.

Также Минтранс РТ совместно с республиканскими производителями бетонной продукции, органами исполнительной власти прорабатывает вопрос поставок цемента в республику из других стран, говорится в ответе, поступившем в нашу редакцию.

«На территории Татарстана продолжается масштабное жилищное и промышленное строительство, а также реализуются федеральные и республиканские программы по строительству объектов соцкультбыта, образования, здравоохранения, молодежи и спорта, сельского хозяйства. Все строящиеся объекты являются значимыми для республики, и, соответственно, министерство и все заинтересованные участники строительного комплекса республики приложат все усилия для сдачи указанных объектов в назначенные сроки», в заключение заверили в ведомстве, возглавляемом Маратом Айзатуллиным.

Поставки цемента в Татарстан увеличили в 2 раза

О том, что в Приволжском федеральном округе на цемент возник особенно ажиотажный спрос, отмечает и такой крупный его производитель, как ЦЕМРОС (бывший «Евроцемент Групп», объединяет 16 цементных заводов и более 30 карьеров по добыче нерудных материалов в 13 регионах, — прим. Т-и).

«В Приволжье наблюдаются пиковые всплески с увеличением потребления цемента в июне по сравнению с прошлым годом на 30-40%», констатирует компания на своем сайте. И она, судя по всему, уже приняла меры. ЦЕМРОС отмечает, что для удовлетворения спроса входящий в его структуру единственный на всей Волге Сенгилеевский цементный завод начал отгружать навальный цемент по воде. По расчетам производителя, это позволит поставлять по Волге на строительные рынки округа ежемесячно 6 тыс. тонн продукции навалом и, что примечательно, в более короткие сроки. При этом в мае это предприятие отгрузило в регионы Приволжья на 80% больше цемента, чем в прошлом году.

«В Приволжье наблюдаются пиковые всплески с увеличением потребления цемента в июне по сравнению с прошлым годом на 30-40%»

Фото: © «Татар-информ»

Производитель уверяет, что полностью закрывает потребности региона. «Дефицита цемента для строительной отрасли нет и быть не может: на сегодня средняя загрузка предприятия составляет порядка 80%, и мы готовы нарастить объемы производства, если будет устойчиво расти потребление», – приводит компания слова генерального директора Сенгилеевского цементного завода Ильдуса Сагитова.

В июне этого года ЦЕМРОС уже нарастил реализацию цемента в ПФО на 30% по сравнению с первым полугодием 2022 года. Так, в Татарстан компания увеличила поставки практически в 2 раза, в Ульяновскую область – на 80%, на 40% – в Пермский край. В целом в прошлом году компания произвела более 20 млн тонн цемента. Доля ЦЕМРОС на цементном рынке России составляет порядка 30%.

Дорожает продукция, основанная на бетоне. Квадратный метр тоже устремится ввысь?

Беляков отмечает, что нехватка цемента приводит к росту цен на материалы. «Дорожает не то что цемент, а продукция, основанная на бетоне. Она уже выросла в цене процентов на 60-70», — отметил он. По прогнозу Алексея Родионова, рост стоимости стройматериалов неизбежно вызовет увеличение цены квадратного метра жилья в республике. Впрочем, это мнение разделяют не все.

Так, директор АН «Домус» Айрат Хабибуллин отметил, что цена «квадрата» в новостройках Казани и так неподъемна. К тому же у застройщиков остался хороший задел. Поэтому, полагает он, они будут сдерживать рост стоимости жилья.

Рост стоимости стройматериалов неизбежно вызовет увеличение цены квадратного метра жилья в республике

Фото: © «Татар-информ»

В апреле этого года «Татар-информ» рассказывал о том, что строительные компании в нашей республике имеют самую большую маржу в России. Цена продажи квартир почти вдвое превышает себестоимость, подсчитал тогда Союз инженеров-сметчиков.

Так, по данным за апрель, в республике новостройки продавались по цене 165 тыс. рублей за квадратный метр, в то время как стоимость строительства составляла 82 тыс. рублей за квадратный метр, то есть вдвое дороже.

Минпромторг и Минтранс совместно с РЖД «прорабатывают варианты решения дефицита цемента, но улучшения ситуации пока нет»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Впереди очередной рост цен

Илье Вольфсону известно, что российские Минпромторг и Минтранс совместно с РЖД «прорабатывают варианты решения дефицита цемента, но улучшения ситуации пока нет». Между тем, по информации депутата, некоторые поставщики, например ЦЕМРОС, вновь сообщают об очередном росте цен с 19 июля.

В казанском представительстве ЦЕМРОСа «Татар-информу» подтвердили эту информацию. При этом каким будет повышение, не уточнили.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3