news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Шаг к Мекке современного искусства: в Казани открылась выставка Булата Галеева

Экспозицию-ретроспективу можно посетить до 25 октября.

Шаг к Мекке современного искусства: в Казани открылась выставка Булата Галеева

(Казань, 18 сентября, «Татар-информ», Оксана Романова). В Галерее современного искусства Музея ИЗО РТ открылась выставка-ретроспектива «Прометей космического века», приуроченная к предстоящему 80-летию со дня рождения изобретателя и ученого, руководителя студенческого конструкторского бюро «Прометей», пионера советской светомузыки Булата Галеева. 

Символично экспозиция разместилась в том же выставочном зале, где в 1987 году при жизни Галеева проходил фестиваль авангардного искусства света и цвета. В числе экспонатов девять работ, представленных уже тогда казанцам, а также планшеты-презентации с реализованными и так и оставшимися лишь идеей, замыслами Галеева по созданию светозвуковых инсталляций на знаковых зданиях Казани, фонтанах. И, конечно, непосредственно установки, с помощью которых в СКБ «Прометей» получали синтез звука и света, создавая произведения абстрактно-авангардного направления, которое не приветствовалось в Советском Союзе. 

Один из экспонатов — светокинетический макет здания для нового революционного искусства, созданный ещё в 1927 году Григорием Гидони и воссозданный Булатом Галеевым к выставке 1987 года. Работа, известная как «Памятник революции Г. Гидони», призывает в духе тех лет объединиться пролетариев всех стран. По соседству «Здание-светоинструмент» на базе одного из корпусов Казанского университета, созданное в 1999 году. Окна корпуса мерцают с фасада и торцов, имитируя «жизнь» учебной высотки. В другом зале — напольная инсталляция «Светлые головы светлых людей» с пометкой «коллективный портрет СКБ „Прометей“».

Бюро с 1962 года просуществовало почти полвека. За это время Галеев и соратники провели множество конференций, светомузыкальных концертов по всему Советскому Союзу. Сотрудничал изобретатель даже с космонавтами, изготовив для них установку, в условиях отдаления от Земли стимулирующую восприятие звука и световых сигналов, позволяя эмоционально разгрузиться.

Казанцы прошлых поколений хорошо помнят малиновый звон на Спасской башне Кремля, когда с каждым ударом она озарялась светом большей или меньшей интенсивности в зависимости от силы удара, подсветку цирка, изменявшую цвет в зависимости от погоды и превращающую здание в летающую тарелку и т. д.

«Пожалуй, в Казани впервые проходит выставка подобного рода, которая в ретроспективе показывает Булата Галеева и его деятельность в Казани, в Советском Союзе и за рубежом, потому что он имел огромные связи, сетевые, можно сказать, со многими странами мира. Его там хорошо знали и до сих пор помнят. И впервые широко подключен художественный контекст — работы людей, с которыми он сотрудничал и дружил. Это одесский художник, представитель второго украинского авангарда Олег Соколов (приезжал неоднократно в Казань, недавно он умер). Алексей Аникеенок, Надир Альмеев, с которым Булат Галеев сотрудничал больше всего: здесь представлены эскизы к документальным фильмам. Здесь неожиданная абстрактная работа 1962 года Константина Васильева. Его все знают, а вот такого не знает никто: на самом деле это рассказ о Казани 60-х, 70-х, 80-х, о той жизни, атмосфере», — рассказала главный научный сотрудник Музея ИЗО РТ Дина Ахметова.

Куратор выставочных проектов в Третьяковской галерее Кирилл Светляков, один из организаторов выставки в Галерее современного искусства, отметил, что по своему пятилетнему опыту общения со столицей РТ почувствовал, что у самих казанцев «не очень отложилось, что Казань — авангардный город». 

«У Казани есть авангардная история, она долгая, она начинается с десятых [годов ХХ века], и Галеев был неким этапом продолжения этой истории, начало и конец большой эпохи модернизма, которая потом уже переходит в новые медиа. Этой выставкой нам хочется сказать, что это феномен мирового уровня, поэтому мы показываем Галеева в мировом контексте, в котором он себя мыслил, связываясь по переписке с разными художниками, делая о них информацию в Казани», — пояснил Светляков.

Если выставка в ГСИ Музея ИЗО РТ приурочена к 80-летию со дня рождения Булата Галеева, которое будет отмечаться 2 октября, то в 2022 году исполнится 60 лет с момента создания СКБ «Прометей». К этому времени подобный, однако, как подчеркнул Светляков, самостоятельный и, вероятно, более масштабный выставочный проект о Булате Галееве и его соратниках предполагается представить в западном крыле новой Третьяковской галереи в Москве. Говоря о будущем наследия Галеева, Кирилл Светляков полагает, что продолжением его дела после говорящих фасадов и поющих фонтанов, подсветки зданий, реагирующей на климат, в наши дни могут стать здания, улавливающие настроение людей, «возможно, через связь с соцсетями».

На выставке представлено от силы процентов пять всего наследия СКБ «Прометей». Став первым визуализатором первого музыкального произведения со световой партией — сочинения Александра Скрябина «Поэма огня» или «Прометей», — Булат Галеев, не имея такого инструмента, как интернет, по переписке собирал информацию о развитии светомузыки, наработках, истории Казани и Свияжска, накопив данные с 1742 года. Расформированный в 1991 году музей конструкторского бюро, располагавшийся в здании Молодежного центра на Декабристов, до сих пор не имеет собственного помещения. Лишь в 2019 году был создан Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Галеева, на балансе которого сейчас все архивные материалы и коллекция изобретений.

«Я как исследовательница украинской светомузыки могу сказать, что здесь ее история сохранилась лучше, чем на Украине. Они были здесь все, они здесь знакомились, а не на Украине — люди из Ужгорода и Одессы… Булат Махмудович просил присылать каждую бумажку, каждую афишу, каждую вырезку из газеты, так что все сохранилось. Если мы будем делать на Украине выставку украинской светомузыки, 80% объектов будут из Казани, из „Прометея“», — сказала куратор выставки, культуролог, преподаватель Школы Родченко в Москве Янина Пруденко.

В создании музея Булата Галеева, сохранении его архива видит основную задачу Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Галеева его директор Анастасия Максимова. Наследие, которое знают во всем мире, должно иметь отдельное помещение, согласна Дина Ахметова.

«Если музей Галеева организуют, это будет Мекка современного искусства. Это абсолютно точно», — сказала главный научный сотрудник Музея ИЗО РТ.

Выставка будет действовать в Галерее современного искусства до 25 октября.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2